Немного теории и прозы. В процессе развития современной смешанной экономики степень государственного вмешательства, а в рамках последнего — выбор адекватной макроэкономической политики, позволяющий предотвратить рост инфляции и безработицу, имеют особое значение.
Нарушая макроэкономическую стабильность, инфляция очень опасна для экономики. Поэтому антиинфляционная государственная политика занимает одно из ведущих мест среди средств государственного регулирования экономики. Однако ключевой момент современной инфляции состоит в том, что она развивается как инерционная и остановить ее невероятно сложно. То есть инфляция имеет свойство оставаться стабильной, пока экономическая ситуация не вынудит ее повыситься или упасть.
Если инфляция опасна и угрожающа для экономики, то что же говорить об обычном потребителе материальных благ и услуг. Инфляции не боится только тот, у кого ничего уже нет и не предусматривается в перспективе. Таким образом, главными социально-экономическими последствиями инфляции являются: перераспределение доходов, скрытая государственная конфискация денег у населения, ускоренная материализация денег, падение реальной процентной ставки на капитал. В целом непредвиденный рост инфляции перераспределяет богатство от кредиторов к должникам, а непредвиденное ее снижение дает противоположный эффект. Инфляция также является главным фактором, влияющим на процентные ставки банков, поскольку под ее действием меняется покупательная способность денежных единиц и уменьшается реальная прибыльность инвестиций.
Принимая во внимание то, что сегодня цены, тарифы имеют постоянную тенденцию к росту (и это не только в десятых процента, а в разы), то остановимся также на романтике и практике указанной проблемы. Мировой опыт выработал два главных направления антиинфляционных мероприятий, основывающихся на фискальной и кредитно-денежной политике. Это методы либо бескомпромиссной борьбы с инфляцией, либо адаптации, приспособления к жизни в условиях инфляционной нестабильности. Первое из направлений реализуется путем изменений в системе налогообложения (как правило, повышение налогов) и введением жесткого государственного контроля цен и зарплаты. Второе — это индексация доходов, применение механизма корректирования процентных ставок в соответствии с темпами инфляции и тому подобное. К тому же необходимым условием является полная адаптация всех экономических институций к функционированию в условиях инфляции. Адаптационная политика имеет свои недостатки: средства на компенсационные надбавки населению нужно брать из Государственного бюджета, то есть в конечном счете — через налоги, или делать денежную эмиссию, что снова приведет к росту инфляции.
Как правило, в условиях борьбы с инфляцией эти направления следует использовать комплексно, что дает лучше выраженный эффект и позволяет смягчить трудности. Стоит отметить, что такая борьба с инфляцией — это не только финансово-экономическая проблема, но и политически- идеологическая, потому что от успешности/неуспешности ее решения зависит не только благосостояние обычных людей, но и политическое будущее, и исторический след современных политиков.
По словам Президента Украины, даже самые оптимистические прогнозы независимых экспертов допускают, что этот показатель будет на уровне 11—12 %. И здесь трудно не согласиться с Виктором Ющенко, поскольку к подобным выводам нас подталкивает сегодняшняя ценовая и тарифная политика, которая, как создается впечатление, неподвластна правительственным структурам. Всевозможные апеллирования к рынку, рыночным свободам только подчеркивают слабость и самоустранение соответствующих структур от решения этой проблемы. К сожалению, в нашем обществе привыкли всевозможные неуместности, недостатки, «проколы» в государственной политике объяснять наличием рыночных условий и обстоятельств. Любое обворовывание государства государством, гражданина государством или одного гражданина другим — это все якобы суть рынка. Но если быть принципиальным и последовательным, то это квази-рынок в квази-государстве, а мы все — квази-граждане.
И сколько бы не зомбировали себя и общественность периодическим повторением: «инфляция — 7,5%», «ВВП — 6,5%», «зарплата — 20%», от этого лучше жизнь не станет, потому что неизвестно, чем наполняется валовый внутренний продукт и уместна ли констатация 20 процентного повышения, когда один из граждан получает зарплату 12—19 тысяч гривен, а другой 400—500 гривен. Следовательно, таких «других» нужно набрать целых 30—40, чтобы выйти на отмеченное среднее повышение. Такое красноречивое повышение зарплаты имело бы вес, если бы расхождение в самых высоких и самых низких зарплатах обсчитывалось процентами (до 100%), а не кратностью в 30—40 раз.
По прогнозным оценкам Минэкономики в январе 2007 года ожидается инфляция 1,2—1,5%, тогда как в прошлом году в декабре она составила 0,9%. По предварительным данным инфляция за 2006 год составила 11,6%, а в 2005 году была на уровне 10,3%. Основными факторами, которые будут влиять на формирование инфляционных процессов в экономике в январе, по данным Минэкономики, будут: повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги, уменьшение средств на счетах правительства в конце 2006 года и связанный с этим сезонный расход населением средств во время новогодних праздников.
Позитивная макроэкономическая динамика, к которой постоянно обращаются политические лидеры с целью подтверждения правильно избранного курса, формировалась благодаря росту уровня потребления вследствие заметного повышения заработных плат и социальных трансфертов, а также экспортной экспансии (в первую очередь, металлургии и химии, имевших существенные конкурентные преимущества из-за доступа к дешевым энергоносителям)
Как отмечают аналитики, указанные факторы в 2007 г. уже не будут такими выразительными. На это, в первую очередь, повлияет повышение цен на импортированные энергоносители, что приведет к серьезному инфляционному давлению. По предварительным оценкам, инфляция народная будет отличаться от правительственной на несколько порядков. К тому же сдерживание доходов населения приведет к снижению реального благосостояния большинства украинских семей. Более того, в условиях инфляции неминуемо сократится как приобретение товаров долговременного пользования, так и темпы роста сбережений в банковской системе, что, в свою очередь, ограничит совокупный спрос.
Другое звено украинской цепи касается внешнеэкономической деятельности — собственно позитивных изменений. Стоит ли их ожидать в условиях тенденциозного роста цен на энергоносители, и насколько можно заниматься самовнушением и зомбированием населения относительно их стабильности в условиях политической нестабильности?