«Я брал не новый автомобиль, но с малой прогонкой, которую можно назвать «разогревом» для электромобиля, потому что проехать 30—50 километров по американским дорогам — это как у нас тест-драйв, — шутя, говорит студент из Винницы Тарас Поповский. — Главная выгода электромобилей — в экономии и экологической составляющей. Они не нуждаются в замене масла, воздушных и масляных фильтров. Еще колодки тормозные изнашиваются намного меньше. Машина тормозит рекуперацией. Также нет необходимости менять свечи зажигания, потому что их нет. И вообще, количество деталей в десятки раз меньшее. Есть только фильтр салона, который необходимо менять раз в полгода, и масло в редукторе меняется раз на 40 тысяч километров. Электромобиль очень экономен, подзарядить его можно от обычной розетки. Я живу на седьмом этаже, имею специальную переноску для зарядки. Ее хватает на 160 км, максимальная отметка, которая у меня была, достигала 173 км. Можно заправиться на любой заправке. Кто-то боится стать в поле, так вот — если попросить другого водителя пробуксировать машину, то можно подзарядить ее от наката за 40 километров».
«ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАТЬ» ГОРОД СОБСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ
Потенциальных покупателей машины с электродвигателем отпугивают не только высокая стоимость или малая емкость аккумулятора, но и отсутствие инфраструктуры и сложности с техническим обслуживанием. В Виннице из этой ситуации нашли выход сами владельцы электромобилей, которых на сегодняшний день уже почти 130. Чтобы «электрифицировать» город, они объединились в сообщество и теперь за собственные средства устанавливают зарядные станции. На сегодняшний день в Виннице уже имеется 13 пунктов, где можно подзарядить авто. В целом на территории Виннитчины и соседних областей оборудовали по меньшей мере 20 станций.
«Когда мы стали владельцами электрокаров, то поняли, что нужно развивать инфраструктуру, потому что если ты целый день ездишь по городу, то заряда может и не хватить. Особенно зимой, — говорит координатор сообщества владельцев электромобилей в Виннице Ирина Селезнева. — Подпитать машину можно бесплатно благодаря договоренностям с частными предпринимателями, которые предоставили площадки для станций. Обычно это СТО, автомойки, торговые центры или кофейни. За киловатты платят предприниматели, потому что они понимают: люди к ним приедут, купят кофе или еще чего-то, и они станут постоянными клиентами. Сейчас мы обустраиваем станции не только в Виннице, но и на всех автодорогах, в частности и центральных магистралях, например, из Винницы в Киев. На данный момент таких объектов мы установили уже семь. Нужно развивать инфраструктуру, ведь каждые 10 дней в городе появляется новый владелец электрокара, и он становится членом нашего сообщества. Почти все машины пригнаны из Америки, приобретены на аукционах. Они качественны и доступны в цене. Людям это выгодно, разработана выгодная система кредитования, а после продажи мы помогаем в обслуживании автомобиля. Наш пример ярко доказывает, что только к тем, кто делает правильное дело, поворачиваются лицом и помогают. Просто просить или ждать — путь в пропасть. Взять и сделать — значит иметь все. Ведь поддержки со стороны государства, как это происходит у наших западных соседей, нет. Даже факт отмены НДС при растаможивании электромобилей в течение 2018 года не решает всех проблем, потому что мировая цена на электрокары растет».
ПРОГНОЗ НЕ ПОДТВЕРДИЛСЯ
«Почему зеленые авто не стали дешевле после введения нулевого растаможивания? Все очень просто: несмотря на отмену НДС и акциза при растаможивании в Украине на мировых рынках спрос на электромобили растет, соответственно — поднимается и стоимость на них, даже на те, которые были выставлены на аукцион после страхового случая. Но следует отметить, если бы у нас эти льготы не установили, то стоимость электромобилей вообще была бы заоблачной, не говоря уже о новых авто, — комментирует эксперт по электромобилям, администратор ресурса, который популяризирует электрокары, Electricmobile Андрей Черненко. — Правительство и законотворцы делают определенные шаги, но пока это на уровне потуг. Массовую пересадку украинцев на электромобили тормозит отсутствие инфраструктуры, на развитие которой государство не выделяет средств, а главное — стимулов. Во многих странах существуют специальные программы поощрения перехода водителей на электрокары. Там прилагают достаточно большие усилия, чтобы постепенно достичь полного отказа от использования бензиновых и дизельных двигателей. Например, в Голландии муниципалитеты предоставляют бесплатное парковочное место владельцам электромобилей, а в Японии им разрешают заезжать на территорию заповедников. Норвегия, которая занимает первое место по доле мирового рынка электромобилей, — 29,5%, стимулирует своих граждан пересаживаться на электрокары путем отмены налога на регистрацию электрического транспортного средства, лицензионных и дорожных сборов. И это не для того, чтобы лоббировать производство электрокаров, а в первую очередь — чтобы сохранить экологию. Вспомните, когда в Виннице на полгода в связи с ремонтом закрыли Киевский мост, и весь транспорт двигался через центр, это привело к загазованности воздуха в центральной части города, и экологи не раз фиксировали превышение. Именно за сокращение выбросов в атмосферу сейчас борются во всем мире. В Украине этот процесс сейчас в зародышевом состоянии, но учитывая увеличение количества владельцев электрокаров и лоббирование этого вопроса на разных уровнях, в частности в плоскости производства отечественных электромобилей, которые были бы доступны для всех граждан, этот процесс со временем будет набирать обороты».
Пока материал готовился к печати, на рассмотрение Верховной Рады были поданы два законопроекта — № 8159 а № 8160, которые касаются внесения изменений в Налоговый и Таможенный кодексы Украины относительно стимулирования развития отрасли электрического транспорта в Украине. Проекты законов, как отметил на своей странице в Facebook министр инфраструктуры Владимир Омелян, предусматривают имплементацию 15-летней стратегии развития рынка электрокаров, производства запчастей, батареи, самих электрокаров и электробусов в Украине. Он добавил, что будут созданы привлекательные условия и льготное налоговое законодательство для привлечения инвесторов. Работа над документами длилась два года. Тексты законопроектов были опубликованы 20 марта текущего года.