Кабмин изначально стремился к тому, чтобы Верховная Рада не приняла всех правительственных законопроектов по ВТО. Это парадоксальное утверждение поясняет некоторые причины противостояния правительства и парламента последних двух недель, а также скандала, учиненного правительством руководству законодательного органа. Ведь действительная ситуация со вступлением Украины в эту международную организацию принципиально отличается от ее правительственной подачи. Согласно официальной версии, главным требованием для того, чтобы Украина смогла стать членом ВТО до конца текущего года, является приведение законодательства в соответствие с правилами этой организации путем принятия ряда законов. Верховная Рада справилась с этим не полностью. В начале недели данная точка зрения была уточнена. Министр экономики Сергей Терехин по итогам последнего заседания рабочей группы по ВТО, состоявшегося 5—8 июля, заявил, что пяти принятых законов будет достаточно, чтобы Украина вступила в ВТО в декабре, и выразил в последнем абсолютную уверенность. Тем более — если Верховная Рада одобрит оставшиеся законопроекты в начале осени.
Однако известное британское издание Financial Times интерпретировало итоги указанного заседания несколько иначе. Оно привело следующие слова канадского дипломата Сержио Марчи, главы рабочей группы ВТО по Украине: «Комитет ВТО, рассматривающий заявку Украины, еще может одобрить декабрьскую дату вступления, если Украина достигнет новых результатов до следующей встречи комитета в середине сентября. Киеву необходимо убедить рабочую группу в том, что он примет все законы, а также завершит двусторонние переговоры о вступлении с США, Австралией и остальными [странами]». Ключевая фраза здесь — «Киев... завершит двусторонние переговоры». Это то обязательное для вступления условие, выполнить которое до сентября мы сможем только чудом. Иными словами — необходимо не только вступление в силу определенных законов, но и окончание двусторонних переговоров со всеми без исключения участниками нашей рабочей группы. Украине здесь осталось согласовать условия протоколов с 14 странами. По данным МИД, переговоры с 5-ю из них (Китаем, Японией, Перу, Колумбией и Исландией) находятся на заключительной стадии, и до сентября вполне реально их завершить. После принятия закона об интеллектуальной собственности к списку можно добавить и США. А что делать в отношении остальных восьми стран, переговоры с некоторыми из которых еще не начаты (!), — неясно. Кроме того, вероятно, что наиболее проблемными из оставшихся участников переговоров станут не богатые государства вроде Австралии, а Армения и Кыргызстан, находящиеся под политическим влиянием России, которая всячески помогает нам вступить в ВТО как можно позднее.
Кабмин прекрасно это понимает. Очевидно, в ВТО мы в текущем году приглашены не будем, поскольку двусторонние переговоры завершить не успеем. А следующий шанс вскочить на поезд глобальной торговли представится Украине не ранее конца 2007 г., даты очередной Конференции министров ВТО, наделенной полномочиями по принятию новых участников. По-видимому, обсуждая то, как отвести от действующего правительства обвинения в невыполнении (из-за провала переговоров) главного на текущий год внешнеполитического обещания команды Виктора Ющенко, было решено виноватым изобразить парламент. В связи с чем министры активно озвучивают необходимость срочного принятия пакета законов, и в это же время кто-то режиссирует сопротивление парламентской оппозиции. Задача — организовать шоу, в котором Верховная Рада не принимает срочные законы, а виноватыми в этом изображаются оппозиционные фракции — выполняется на отлично.
Говоря о происходившем неделю назад в Верховной Раде, политолог Андрей Федоров отметил, что «как бы... ни казалось, что в сессионном зале творится беспорядок, на самом деле там царит всего лишь хорошо организованный хаос». Независимо от того, кто хаос инициировал, его результат — принятие только части законов по ВТО, чего на самом деле и добивалось правительство. Внимание широкой общественности привлекается к этому событию при помощи очередного скандала с участием высших лиц государства. Готовится задел на осень, на период предвыборной кампании. Тогда, когда возникнет вопрос «так почему Украина таки не вошла в ВТО?», власть заявит, что оппозиция воспрепятствовала своевременному принятию законов. Честного ответа «мы провалили переговоры» люди от правительства не услышат...