Эпопея с введением пошлин на импортированные нефтепродукты подходит к концу. До 21 декабря межведомственная комиссия по международной торговле должна принять решение. Благодаря ему есть намерение ограничить поставку горючего из-за границы и, в частности, из Евросоюза. Последний реагирует на такую перспективу без энтузиазма. Как сообщила недавно руководитель отдела торговли и экономики представительства Еврокомиссии в Украине Ульрике Хауэр, ЕК не видит оснований для введения Украиной таких пошлин. Но судьба отечественного рынка нефтепродуктов в действительности решается не МКМТ и даже не в Брюсселе. И поэтому Киев, который позволяет Москве телепортировать газпромовскую модель отношений с «партнерами» на украинскую нефтяную основу, может постепенно потерять статус субъекта переговоров и решений и превратиться в объект манипуляций.
Напомним, что специальное расследование относительно импорта в Украину отдельных видов нефтепродуктов независимо от страны происхождения начато в конце января этого года. Минэнергоуголь выступило за введение пошлины на бензины в размере 130 евро за тонну и на дизельное топливо — 80 евро. Сторонниками введения пошлины являются так называемые украинские нефтеперерабатывающие заводы, которые утверждают, что получаемое ими сырье значительно дороже, чем у импортеров нефтепродуктов, в частности Беларуси. Против пошлины выступили крупные сети автозаправочных станций. Они аргументируют тем, что из-за пошлины будет монополизирован украинский рынок нефтепродуктов.
ЧУЖИЕ СРЕДИ СВОИХ
Как ни странно, в то же время при поддержке таможенной инициативы Минэнергоуголь влиятельные российские бизнесмены, которые по совместительству являются владельцами украинских НПЗ, и их менеджеры начали публично комментировать вред, который наносят украинской экономике интеграционные инициативы Москвы. «Начало полномасштабного функционирования Единого экономического пространства РФ, Беларуси и Казахстана ставит под вопрос само существование украинской нефтеперерабатывающей отрасли», — отмечал, обосновывая необходимость введения пошлин, исполнительный директор ТНК-ВР в Украине Феликс Лунев. Введение ограничений открыто поддержала и самая влиятельная российская корпорация «Лукойл», которая владеет Одесским НПЗ.
Правда, к ТНК-ВР и «Лукойлу» формально приобщилась и украинская группа «Приват», которая контролирует технологически устаревшие западно-украинские предприятия и самый мощный в стране Кременчугский НПЗ. Руководители этих предприятий поставили свои подписи под письмом к министру Юрию Бойко с просьбой ввести пошлины. Остается только догадываться, что могли пообещать московские лоббисты Игорю Коломойскому, которому татарские «друзья» после захвата Кременчугского НПЗ отказали в поставках нефти.
Но противоречия между заклятыми «друзьями» возникли едва ли не с первых минут вынужденного сотрудничества. На пресс-конференции в январе 2011 г. глава ТНК-ВР в Украине Дидье Казимиро рассказывал, что из-за убытков, нанесенных недобросовестной конкуренцией, возможна остановка Лисичанского НПЗ. И здесь-таки узнал от руководителя Кременчугского завода Павла Овчаренко о том, что это предприятие успешно будет работать и без введения пошлин. Позже, во время подписания мартовского меморандума между Кабмином и владельцами НПЗ, который предусматривал введение ограничений на ввоз импортного горючего, Коломойский откровенно насмехался над беспутным документом и недвусмысленно высказывался против введения пошлины: «Откровенно говоря, я не знаю... Мы ничего не ожидаем от правительства, что это может улучшить? Для украинского горючего есть альтернатива — импорт». Приблизительно таких же взглядов придерживались Юрий Бойко и Николай Азаров, которые отмечали, что пошлина несвоевременна, так как ее введение может привести к росту цен. Казалось, что тема закрыта, и вскоре межведомственная комиссия примет прогнозируемое решение (комиссия не выявила никаких реальных фактов демпинга европейских, белорусских или российских поставщиков). Как вдруг случилось неожиданное: рассмотрение вопроса продлили на два месяца.
«ЭЛИТА» НАБИВАЕТ СЕБЕ ЦЕНУ
Что же происходило за кулисами этого спектакля, действие которого разворачивалось по большей части в Москве и Минске (на днях там заявили о своей элитарности, мол, «в наш союз так просто не вступишь»)?
Несколько последних лет Беларусь пыталась извлечь максимальную пользу из союзных отношений с РФ, но российские компании-поставщики нефти не торопились делиться с партнерами дешевым сырьем. И именно потребность в нем заставила Минск поступиться национальным достоинством и вступить в Таможенный союз, рассчитывая благодаря этому получить доступ к нефти по внутренним российским ценам. Но пока еще, несмотря на союзную риторику, российские компании согласились поставлять нефть в Беларусь лишь с премией. Во время международной конференции Petroleum Ukraine 2011, которая в ноябре прошла в Киеве, заместитель генерального директора «Беларусьнефти» Сергей Каморников рассказывал, что в этом году республика получает нефть из РФ со средней наценкой 70 долларов за тонну. Годовая мощность двух белорусских НПЗ превышает 22 миллиона тонн, поэтому на них ложится дополнительный груз в 1,5 млрд доллара. И это не может не раздражать Лукашенко, ведь он считает, что любовь в союзе государств должна быть взаимной. Поэтому бацька нашел временный выход: белорусы, задействовав мощности нефтепровода Одесса — Броды, начали поставлять на свои НПЗ азербайджанскую нефть и развивать добычу за пределами страны.
ОТВЛЕКАЮЩИЙ МАНЕВР
Экспорт нефтепродуктов служит одним из важнейших каналов пополнения государственного бюджета Беларуси. И все же розничные цены на горючее там ниже украинских, а порой даже и российских. Во время дискуссии на Petroleum Ukraine вице-президент ТНК-ВР в Украине Елена Алексеева признала, что дотация Беларусью своего населения — никоим образом не проблема Украины, скорее наоборот. Имея социальный груз, тамошние НПЗ не в состоянии демпинговать, и перед ними другое задание — зарабатывать валюту для спасения модели ведения хозяйства Лукашенко. Достаточно сказать, что на нулевую рентабельность технологически продвинутые белорусские НПЗ, по словам Каморникова, в этом году вышли лишь после девяти месяцев работы. За такой же период далеко не так глубоко модернизированный завод ТНК-ВР в Лисичанске, переработав лишь 2,5 миллиона тонн российского давальческого сырья и вернув его в РФ, заработал 17 миллионов долларов прибыли.
До этого времени вывоз нефтепродуктов из Беларуси в Россию был невыгодным. В соответствии с межправительственным соглашением на 2011 год, размер премии, которую платит Беларусь за российскую нефть, зависит от объема ее экспорта: чем он выше, тем больше платежи в РФ в виде пошлины на нефть и меньше премия, что ее платит Беларусь. И наоборот. То есть поставки в РФ оборачивались для белорусов убытками, ведь они не наполняли таможенный фонд России, а значит, были вынуждены платить огромную премию за нефть.
Однако растущий спрос и высокие цены делают рынок РФ весьма привлекательным. «У нас широкие перспективы относительно России. Поставки туда могут быть намного выгоднее, чем в Украину, Польшу или любую другую страну. Существующая экспортная пошлина (а это ориентировочно 240 долларов за тонну для дизтоплива и 350 долларов для бензина. — Авт.) просто остается у переработчика», — сознается Каморников. По его данным, сегодня белорусы уже заключают первые контракты на поставку в 2012 году бензина в Россию. Это свидетельствует о том, что принципиальной договоренности относительно сотрудничества достигли. Согласно новому межправительственному договору, белорусы рассчитывают получать нефть без премии или исключить ее из формулы расчетов при снабжении бензина в РФ. В свою очередь российские ТНК-ВР и «Газпромнефть», которые владеют на двоих более чем 40% акций Мозырского НПЗ, заинтересованы в выкупке белорусских активов и получении от них прибылей, потому что сегодня их пакеты акций не дают никаких бизнесовых преимуществ.
ЭКСПАНСИЯ
В июле премьер-министр Беларуси рассказывал о переговорах относительно приватизации госпакетов акций белорусских предприятий. В частности, акции Мозырского НПЗ интересовали «Роснефть», а завода «Нафтан» — «Лукойл». Но Лукашенко вряд ли отдаст эти активы. Переговоры об этом больше похожи на отвлекающий маневр. А вот давальческая переработка российского сырья на Мозырском НПЗ и дальнейшие поставки «союзных» нефтепродуктов на украинский рынок выглядит вполне реальным вариантом. Пустив евразийских братьев в Украину, Беларусь открывает для себя фантастически прибыльный российский рынок. В случае отказа от такой сделки рискует получить высокую премию на нефть и потерять Украину, где из-за лоббистов из «Газпрома» и ТНК-ВР, которые вооружились лозунгами о защите «отечественного» производителя, могут ввести пошлины или, например, квоты.
Не случайно завершить нефтяные переговоры РФ и Беларуси на 2012 год планируется в конце ноября, а во второй половине декабря ожидается решение украинской комиссии по международной торговле относительно пошлины. Каким оно будет, в настоящее время сказать трудно. Понятно одно: при любом развитии событий выигрывает Москва. Дешевое белорусское горючее вскоре «потечет» на российский рынок, а контроль поставок нефтепродуктов из Беларуси в Украину позволит РФ доминировать и на нашем рынке. Дальше можно будет выдавить «Приват» из Кременчугского НПЗ — и закрепить монопольный контроль над отраслью. Введение пошлин россиянам не помешает, потому что лишь увеличит цены на украинских АЗС и ускорит тотальный переход отрасли под контроль Кремля, который быстро сотрет остатки европейского бензина с украинской нефтяной карты. Эта блестящая спецоперация должна похоронить последние надежды Украины на нефтяную самостоятельность. Но не будем спешить: у МКМТ на размышления еще почти месяц.