Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Принцип кукушонка

Инвестициям в жилищное строительство угрожает монополизм
6 декабря, 2005 - 19:49

Антимонопольный комитет Украины возбудил дело об антиконкурентных действиях Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) по созданию механизма монопольного предоставления услуг рейтингования эмитентов и их долговых обязательств. Об этом сообщила государственный уполномоченный АМК Елена Чернилевская на заседании «круглого стола», организованного Украинской ассоциацией инвестиционного бизнеса (УАИБ).

Это сообщение прозвучало довольно неожиданно, потому что предыдущий оратор — член ГКЦБФР Сергей Бирюк посвятил свое выступление как раз беспощадному изобличению монополизма во всех его проявлениях. «Самое страшное в экономике — монополизм», — предостерегал Бирюк, в то же время настаивая на обязательности рейтингования, которое должно... монопольно осуществлять одно-единственное рейтинговое агентство.

Длящийся уже более года спор между участниками финансового рынка и ГКЦБФР о рейтинговании получил новый импульс после принятия парламентом в первом чтении двух законопроектов — №7482 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты» и №8386 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, связанные с проведением эксперимента в жилищном строительстве на базе холдинговой компании «Киевгорстрой». Предполагается законодательным путем ввести в стране централизованную систему обязательного рейтингования эмитентов и отдельных ценных бумаг.

Украинская ассоциация инвестиционного бизнеса, объединяющая свыше 150 профессиональных участников рынка ценных бумаг, которые управляют активами почти 300 инвестиционных компаний и негосударственных пенсионных фондов (НПФ), обратила внимание на ряд негативных последствий такого шага. Глава совета УАИБ Сергей Оксанич усматривает в нем прямую связь с отсутствием в Украине государственной поддержки инвестиционного бизнеса. Украинские инвесторы возражают против того, чтобы эта процедура была принудительной и проводилась монополистом — Национальным рейтинговым агентством. Они ставят под сомнение целесообразность рейтингования не только облигаций, но и такого вида долговых обязательств, как векселя. Кроме того, платное рейтингование повышает стоимость услуг банков и небанковских учреждений, а также расходы эмитентов ценных бумаг. По мнению генерального директора УАИБ Евгения Григоренко, вместо целостной системы рейтингования в названных законопроектах представлены только ее фрагменты.

Опасность монополизма исходит и от других норм упомянутых законопроектов. В случае их принятия с рынка привлечения инвестиций в жилищное строительство искусственно устраняются все нынешние его участники, включая хорошо себя зарекомендовавшие институты совместного инвестирования (ИСИ), а монопольное право привлекать инвестиции переходит к Фондам финансирования строительства (ФФС) и Фондам операций с недвижимостью (ФОН). Эти новые для Украины структуры предусмотрены в принятом в 2003 году законе «О финансово-кредитных механизмах и управлении имуществом при строительстве жилья и операциях с недвижимостью».

Однако создать фонд — еще не значит эффективно работать. По данным Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг (Госфинуслуг), сейчас в реестр внесено 59 компаний, заявивших о намерении создать ФФС, но только 24 из них сделали это. При этом, как сообщила заместитель директора департамента надзора за финансовыми компаниями Госфинуслуг Ирина Соколова, 23 компании создали 59 ФФС типа «А» (под застройку одной площадки) и лишь одна — фонд типа «Б», да и то действие лицензии этой компании остановлено.

За период с начала регистрации фондов в ноябре 2004 года ФФС смогли привлечь 405 млн. грн., из которых в строительство уже направлено 354 миллиона. Госфинуслуг считает неприемлемым принятие законопроекта №7482, ограничивающего привлечение инвестиций в жилищное строительство, поскольку эти инструменты еще недостаточно развиты. Немаловажно и то, что, по словам Бирюка, ГКЦБФР уже зарегистрировала эмиссии облигаций для осуществления проектов в строительстве на сумму около трех миллиардов гривен, и поэтому принятие названного законопроекта может поставить под угрозу выполнение эмитентами обязательств по этим облигациям.

В Ассоциации инвестиционного бизнеса считают, что такая монополизация противоречит принципам рыночной экономики: негосударственные пенсионные фонды и ИСИ, созданные на основании хорошо отработанных законодательных актов, накопили значительные финансовые активы (накопления ИСИ достигли 25 млрд. грн.), часть из которых уже работает в строительстве. Так могут ли с ними тягаться маломощные вновь образованные структуры? Григоренко сравнивает лоббистов новых фондов с кукушонком, который, едва вылупившись из яйца, начинает выбрасывать из гнезда всех своих конкурентов.

Директор Украинского института развития фондового рынка Дмитрий Леонов называет законопроект, ограничивающий доступ на рынок, антиконституционным, поскольку он нарушает право человека на приобретение жилья, ограничивая его возможности только двумя финансовыми институтами. Граждане могут пострадать и материально: по расчетам института, только на первом этапе введения этого новшества произойдет как минимум 30-процентное подорожание жилья на первичном рынке.

Решение о продлении эксперимента в жилищном строительстве на базе холдинговой компании «Киевгорстрой» должно приниматься с учетом детального анализа итогов этого эксперимента и с целью повышения уровня конкуренции в отрасли. «Необходимо проанализировать, где эксперимент принес позитив, а где он поставил барьеры для конкуренции на рынке», — отмечает Чернилевская. По ее словам, принятый в 2000 году закон о проведении эксперимента, действительно, дал толчок для развития жилищного строительства, однако сегодня доля «Киевгорстроя» на рынке достаточно высока. Государственный уполномоченный считает, что отсутствие достаточной конкуренции на рынке может быть одним из факторов дальнейшего роста цен на недвижимость. По мнению Чернилевской, задачей государства сегодня должна стать поддержка конкуренции на строительном рынке. Участники круглого стола обратились к парламентариям с просьбой отложить второе чтение законопроектов...

Петр ИЖИК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ