На днях на главной площади Харькова собралось около десяти тысяч человек. Как сообщила «Дню» пресс-служба «Укрзализныци», они протестовали против приватизации железных дорог Украины. Участники мероприятия уверяли: если государство отдаст железные дороги в частную собственность, цены на проезд в электричках и поездах вырастут в 10 — 15 раз.
«Проезд одной остановки на электричке обойдется пассажиру в 50 гривен, а чтобы доехать из Харькова в Киев придется потратить в среднем 450 гривен. Такие расценки просто недоступны для пенсионеров, студентов и инвалидов», — отметил генеральный директор «Укрзализныци» Василий Гладких.
Сегодня «Укрзализныця» несет большую социальную нагрузку, полностью дотируя пассажирские перевозки, хотя миллиардные убытки за перевозку льготников ей практически не возмещаются. «В случае приватизации «Укрзализныця» вряд ли останется одним из основных предприятий, наполняющих государственный бюджет», — убежден руководитель отрасли.
Не видят позитива в процессе приватизации этого популярного вида транспорта и представители профсоюзов. «В случае приватизации «Укрзализныци» железнодорожников ожидают массовые увольнения и ликвидация социальных гарантий», — уверена председатель профсоюзного комитета харьковской дистанции пути Южной железной дороги Наталья Скиба.
Но кто именно стремится приватизировать эту отрасль транспорта? Василий Гладких напомнил: «В августе прошлого года правительство Ю. Тимошенко хотело провести через Верховную Раду законопроект, предусматривающий приватизацию 30 ключевых объектов железнодорожного транспорта. Презентовал документ народным избранникам экс-министр экономики Сергей Терехин». По словам В. Гладких, тогда депутаты не поддержали это намерение. Какое решение по этому вопросу может принять парламент в новом составе — неизвестно. Но железнодорожники намерены активно отстаивать свою позицию и не допустить приватизации железных дорог Украины. Это явно продемонстрировал митинг в Харькове.
Министр транспорта и связи Украины Виктор Бондарь называет распространение слухов о возможности приватизации «Укрзализныци» предвыборными проектами. Об этом УНИАН сообщили в пресс-службе Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины. «Нынешнее правительство никогда не рассматривало возможности приватизации «Укрзализныци», также ни один представитель сегодняшней власти никогда не затрагивал этой темы», — отметил министр. По мнению руководителя Минтранссвязи, сегодня государство реализует мощную программу развития «Укрзализныци». В министерстве рассмотрен финансовый план железнодорожной отрасли до 2017 года, в котором содержится прогноз всех поступлений и расходов железных дорог. На 2006 год предусмотрены значительные инвестиции — будет приобретено пять тысяч железнодорожных грузовых вагонов, 156 новых пассажирских вагонов (их достаточно для формирования десяти составов). Также будет закуплено 25 новых локомотивов и 15 дизель-поездов. В финансовом плане предусмотрено 787,8 млн. грн. (без учета НДС) на модернизацию путевого хозяйства железных дорог.
Государственная форма собственности «Укрзализныци» остается неизменной, отмечает министр транспорта и связи Украины.
Между тем в начале этого месяца некоторые СМИ опубликовали заявление генерального директора «Укрзализныци» о том, что он удивлен заявлением лидера БЮТ Юлии Тимошенко о недопустимости приватизации железной дороги, поскольку, по его словам, именно ее правительство пыталось приватизировать предприятия железнодорожного транспорта.
Бывший первый заместитель министра транспорта и связи Владимир Корниенко пояснил УНИАН, что «те предприятия, которые называл В.Гладких, как и само предприятие «Укрзализныця», невозможно приватизировать. Речь шла о предприятиях, которые были ликвидированы в ходе реорганизации «Укрзализныци», но при этом продолжали существовать на бумаге. «Иными словами, необходимо было упорядочить эту ситуацию», — сказал экс-замминистра. По его словам, закрытые предприятия лишь «по недоразумению остались в перечне Фонда государственного имущества». «Минтранс поэтому и обратился в Верховную Раду, чтобы исключить их из перечня предприятий, не подлежащих приватизации, — пояснил В.Корниенко и добавил: — То есть мы ушли от формулы «отделения — железные дороги — «Укрзализныця» к формуле «железные дороги — «Укрзалызныця».