Недавний визит российской делегации на несколько крупных предприятий Украины можно воспринимать по-разному: как сигнал к восстановлению сотрудничества, или же как осмотр тех объектов, которые Россия рассчитывает в будущем приватизировать. Собственно, можно даже усмотреть в посещении разных предприятий разные цели. Например, такое предприятие, как «Зоря-Машпроект», в России давно выказывали желание купить, а с ГП «Антонова» «разморозить» сотрудничество.
Но вот посещение «Черноморского судостроительного завода» те, кто в курсе, может воспринять даже как издевку. Сообщается, что делегация ознакомилась с работой ЧСЗ: осмотрела стапель для строительства крупнотоннажных судов и кораблей, поточно-позиционное производство для серийного строительства. Как будто не то же самое осматривала предыдущая российская делегация, которая была на заводе этой весной. Разумеется, в этот раз обсуждался «вопрос расширения производственной кооперации украинского предприятия с российскими партнерами».
А теперь вспомним подписание «Харьковских соглашений». Тогда, в 2010 году, политики, эксперты, журналисты много говорили о том, что благодарная Россия, в частности, станет ремонтировать Черноморский флот на украинских мощностях. Но этого так и не произошло. Российское законодательство требует размещать гособоронзаказ за рубежом лишь в том случае, если его невозможно выполнить в самой России. А единственным исполнителем ремонта корабельного состава ЧФ РФ до 2020 года является 13-й Судоремонтный завод Черноморского флота Минобороны России в Севастополе. Об этом сказано в указе российского президента. В прошлом году предприятие освоило миллиард российских рублей, выделенных по гособоронзаказу. Различные виды ремонта были произведены на 82 кораблях и судах, среди которых и гвардейский ракетный крейсер «Москва». Ранее в ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) уверяли, что мощностей 13-го завода для ремонта и обслуживания имеющихся кораблей Черноморского флота хватает. Кроме того, в Севастополе у россиян есть еще 91-й судоремонтный завод.
Так что же, выходит, что все разговоры, которые шли о возможном ремонте на мощностях украинских, изначально не имели смысла? Ладно, не будем столь категоричны. Да, президент России требует ремонтировать российские боевые корабли на своих верфях, и в апреле этого года Владимир Путин отверг предложение министра обороны Сергея Шойгу часть из них ремонтировать заграницей. Но выяснилось, что необходимость в этом все-таки есть, а потому исключения делать будут. В мае вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что каждый заказ по судостроению и судоремонту за пределами страны будет проверен персонально.
И вот оказывается, что на том же 13-м заводе в Севастополе сделать могут-таки не все. В июле большой десантный корабль ЧФ РФ «Цезарь Куников» стал на капитальный ремонт в болгарский порт Варна. Дело в том, что ремонт кораблей проекта-775 болгары освоили еще в советское время, отработана технология по починке и замене их узлов и агрегатов. Хотя такой ремонт Россия могла бы доверить и Украине: буквально этой весной ЧСЗ закончил комплексный ремонт корабля того же проекта украинских ВМС «Константин Ольшанский». В частности, николаевские корабелы отремонтировали рулевое и гребное устройства, дизель-генератор, насосы, обеспечивающие работу энергетической установки и др.
То, что «Цезаря Куникова» отправили не на украинскую верфь, не обязательно очередная попытка «надавить» на Украину. Справедливости ради отметим: что бы ни говорилось о том, что России у нас флот ремонтировать удобнее, есть факторы отталкивающие. Так, российская сторона возмущалась, что за комплектующие для ремонта кораблей ЧФ РФ, которые могли бы поставляться на украинские судостроительные заводы, от России требуют уплаты пошлины. Российские же предприятия работают в объеме выделенных государством средств, и увеличение цены из-за пошлины создает сложности для оборонного ведомства. Севастопольские власти отмечали дороговизну украинского металла. «Наш украинский металл в Турции и Болгарии на 20% дешевле, чем тот, который используется у нас в Украине, то есть ровно на величину НДС. В результате те суда, которым нужно делать серьёзные корпусные работы и менять много металла, естественно, пойдут в Турцию и Болгарию», — сказал весной заместитель главы Севастопольской городской госадминистрации Сергей Савенков.
Возможно, если скорректировать все регламентирующие документы, которые связаны с судоремонтом, то шансы на то, что российские корабли будут ремонтироваться украинскими корабелами, все-таки есть. Не зря же корабли определенных проектов Россия предпочитает отправлять на ремонт заграницу, где с этим справятся лучше. Скажем, как ранее говорил российским «Известиям» контр-адмирал в отставке Владимир Захаров, для того, что бы ремонтировать те же корабли проекта 775, российским кораблестроителям «придется осваивать все заново», и на это потребуется не один год. Так что украинцы имеют в этом плане свои преимущества.
Другое дело, что Россия Черноморский Флот хочет постепенно заменить новыми кораблями. А их ремонт чужим корабелам доверять не хотят. Как раз из-за грядущего пополнения сил флота новыми дизельными подлодками и фрегатами ОСК уже собирается создать базу ремонта Черноморского флота на основе Новороссийского судоремонтного завода (НСРЗ). Сейчас он входит в состав Новороссийского морского торгового порта, который подконтролен государственной «Транснефти» и частной группе «Сумма», а используется как грузовой терминал для перевалки металлических грузов. В планах — ремонтировать на НСРЗ военные корабли I и II рангов и дизель-электрические подлодки. Для этого необходимо расширить территорию: из общей площади 30 га под судоремонт отведено лишь около 6 га, а военный корабль ремонтировался здесь в 2007 году. В ОСК заявили, что ожидаются вложения 1,5 млрд рублей из федерального бюджета и 3,5 млрд из собственных средств завода. Правда, не известно еще, совпадут ли взгляды всех ключевых акционеров на стратегию дальнейшего развития НСРЗ. Согласно данным источников российского издания «Коммерсант», ОСК надеется получить контроль над НСРЗ, возможно, путем выкупа акций у частной структуры, но в группе «Сумма» не хотели бы этого.