Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Продолжительность жизни – индикатор качества государственной политики

Экономико-математическое моделирование и стратегирование могут помочь Зеленскому сохранить рейтинг и... лицо
20 июля, 2020 - 19:23

Верховная Рада ушла на каникулы, а в Украине начался новый политический сезон. Местные выборы, без преувеличения, станут стресс-тестом для Владимира Зеленского и его партии «Слуга Народа». Социологи уже сигнализируют, что «медовый месяц» закончился и украинцы критично оценивают результаты работы «зеленой» власти. Да и результатов, достойных оценки, не много. Большинство решений действующей команды выглядят ситуативными и непродуманными.

Как по мне, команде Зеленского все же нужно разрабатывать модели развития Украины. Возможно, это и не вернет мгновенно электоральную любовь, но даст шанс Украине на достойное экономическое будущее, Зеленскому — на достойную жизнь после президенства.

За основу модели развития Украины как крепкого государства в будущем я предлагаю взять Индекс человеческого развития, разработанный ООН. В нем на первом месте стоит продолжительность жизни, то есть здоровье человека.

Именно продолжительность жизни наиболее точно и полно свидетельствует об успешности (или неуспешности) работы конкретной власти, ее правительства, а не тонны металла и зерна, количество денег в государственной казне, не уровень инфляции и другие макроэкономические показатели. Именно эта цель должна быть зафиксирована в Конституции Украины, и это могло бы говорить о «переходе от преимущественной ориентации на экономические показатели к ориентации на человека в его гармонии с природой». Это бы соответствовало глобальному тренду, который сформировался в результате пандемии коронавируса. И хотя бы в таком варианте Украина могла бы предложить миру свой, национальный проект, который выделил бы ее среди других стран.

Здоровье человека в первую очередь зависит от качества воды, которую мы потребляем. Потому что на 80% организм человека состоит из воды и ее составляющих. Реализацию этого фактора следовало бы начать с требования выполнения Водяного Кодекса. Это — закон. Но кто считается с ним? Знают ли о нем вообще!? Важность этой темы как составляющей системы национальной безопасности показало обсуждение проблемы воды на Совете национальной безопасности и обороны 13.05.2020 гг. Газета «День» (№ 99-100, 28 05.2020, «Какая вода — такое и здоровье») писала об этом как о глобальной проблеме и о безрадостном состоянии водных ресурсов в Украине. Климат климатом. Но мы сами уничтожаем наши реки, озера, пруды. В каком состоянии Днепр, из которого пьют воду 30 млн человек? Мы не ценим воду. Это при том, что Украина является наиболее обделенной водой страной в Европе. Как и во всех других секторах нашей экономики, мы точно не знаем, какие резервы подземных вод у нас есть. Нет баланса водных ресурсов. Соответственно, нет стратегии развития водного хозяйства. Паводки в Западной Украине заставили обратить на это внимание. Надолго ли? А впереди нас уже в ближайшее время ожидают нелегкие времена приспособления к новым, засушливым условиям жизни. Тогда мы поймем глубинный смысл выражения — «полцарства за стакан воды». Я когда-то понял это в барханах пустыни Кара-Кум. Особое внимание нужно уделяться состоянию инфраструктуры водоснабжения в городах и селах: состоянию труб, технологии очистки воды. Это большие деньги. В городах Европы качество питьевой воды — главное внимание местных властей. Нужна политическая воля. Воля государства. Государства, заботящегося о людях.

Речь идет о воде как залоге физического здоровья отдельного человека. Но вода на сегодня может определять политическое здоровье государства. Ходят слухи о возможности «гуманитарной» акции России на юге Украины по восстановлению подачи воды в Крым. Об этом говорит генерал Бен Ходжес, бывший главнокомандующий войсками США в Европе. Путин теперь — царь и бог. Он все может. Правда, США предупредили его через Патрушева, что любое расширение агрессии против Украины может иметь для России тяжелые последствия. Например, конфискацию в США всего имущества россиян, российских компаний.

Вторая составляющая нашего здоровья — чистый воздух. Основной его фабрикой являются деревья. Инструментом их сохранения является Лесной Кодекс. Закон. Паводки в Западной Украине показали, что им элементарно пренебрегают, если за вырубками стоят большие деньги.

Когда-то я из окна любовался яблоневыми садами бывшего совхоза «Пуща Водица». Теперь вместо них торчат 26-этажные высотки. А сколько дымит новых авто, которые являются причиной 70% загрязнения воздуха в городах.

Загрязнение воздуха в Китае ведет к сокращению средней продолжительности жизни более чем на 5 лет. В Германии законодательно запретили использование угля в ТЭЦ. К этому готовится и Япония. В таких условиях безосновательное уничтожение одного (!) дерева должно расцениваться как уголовное преступление (тех, кто рубил, и тех, кто дал разрешение) с обязательной высадкой десяти новых деревьев. Для этого также нужна политическая воля. Воля государства.

Третья составляющая нашего здоровья — качественное питание. У нас, в отличие от Европы и США, это дело личное, домашнее. Но сырье для домашней еды покупают или на рынке (здесь все зависит от опытности покупателя), или в супермаркетах. Здесь вопрос: кто в них отвечает за качество продуктов? Закрыв глаза, мы прыгнули в рынок и отдали это на откуп самим производителям; мол, в условиях конкуренции они сами должны заботиться о своем авторитете. Теоретически да. Но не в Украине. Где все или монополизировано, или коррумпировано (любое разрешение, лицензию можно купить, были бы деньги). И все производство пищевых продуктов базируется на технических условиях, которые разрабатывает сам производитель. Отсюда мое непопулярное предложение: восстановить старую (советскую) систему ГОСТов на пищевые продукты. Противоречит рыночным принципам? Да, но соответствует принципам государственной заботы о здоровье его граждан. Для этого нужна политическая воля. Воля государства.

В государстве, где забота о человеке будет на первом месте, а продолжительность жизни — реальным, количественным измерением этой заботы. В Японии это — 84 года. Эта политика будет одинаково восприниматься как во Львове, так и в Донецке и Луганске.

На втором месте в Индексе человеческого развития ООН стоят образование и наука. Об этом много написано специалистами. Не стоит повторяться. Хотя... запущенность науки требует серьезного внимания государства, государства XXI века.

Третий раздел Индекса ООН, ВВП и его структура, должен быть темой отдельного разговора.

Руслан ГАРБАР, историк-международник
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ