«Точка невозврата» пройдена. Экологический кризис. Продовольственные бунты. Мир трясет от финансовых и экономических кризисов. Война за энергетические и продовольственные ресурсы надвигается все ощутимее... Это не анонс фильма ужасов. Это, к сожалению, — сегодняшняя действительность. Чтобы привлечь внимание общественности к крайне важной проблеме, Международная организация продовольствия намерена провести в июне в Риме специальную встречу на высшем уровне. Между тем в кругах отечественных экспертов о такой ценовой тенденции говорят как о шансе для Украины, которая может возобновить свою роль европейської и даже мировой житницы. При этом следует, конечно, учесть и то, что при некоторых обстоятельствах такой шанс может угрожать стране дефицитом зерна (через рост его экспорта). 25 апреля «День» опрашивал по этому поводу своих экспертов, и они почти единогласно подтвердили версию о новых перспективах для нашей страны. Сегодня — еще одна точка зрения на проблему.
«Точка невозвращения» пройдена. Экологический кризис. Продовольственные бунты. Мир трясет от финансового и экономического кризисов. Война за энергетические ресурсы все чувствительнее... Это не анонс фантастического фильма. Это, к сожалению, — наша действительность.
ПРИЗРАК ГОЛОДА
В начале марта комиссар ЕС по внешней политике Хавьер Солана и еврокомиссар по внешним связям Бенита Ферреро-Вальднер обнародовали доклад, согласно которому в ближайшие десятилетия возможны серьезные конфликты по поводу доступа к энергоносителям и контролю над ними. В документе прогнозируется, что в связи с глобальными потеплением в Европе обостряются вопросы безопасности — становятся возможными «энергетические войны», политические споры по поводу миграции и тому подобное. Несколько позже мировые СМИ констатируют: «Мировой продовольственный рынок ощущает очередное мощное потрясение. Вслед за пшеницей ускоренными темпами начал дорожать рис, который является основным продуктом питания нескольких миллиардов людей на планете. Это касается, в первую очередь, развивающихся стран. ООН предупреждает, что бюджета Всемирной продовольственной программы на всех нищих недостаточно, и в 2008 году голод угрожает населению даже тех стран, которые с подобной напастью давно уже не сталкивались».
Координатор ООН по программе предоставления экстренной помощи Джон Холмс заявил, что растущие цены на продукты питания угрожают стабильности многих стран и беспорядками в различных уголках мира. Он предупредил, что мир стоит на пороге углубления «продовольственного кризиса», который повысит общую нестабильность. В то же время, так называемые бедные страны активно высказывают свое возмущение тем, что Запад решает проблему энергоносителей и глобального потепления путем субсидирования и поощрения переработки кукурузы, сахарного тростника и других пищевых продуктов как заменителей нефти. Сосредоточенность Запада на топливе во вред продовольствию они называют не иначе, как «преступлением против человечества».
Спецдокладчик ООН Жан Зиглер заявил, что мир двигается к длительному периоду конфликтов. Это связано с увеличением цен на продовольствие и острой нехваткой продуктов питания. В интервью французской Liberation, он назвал также причиной будущих войн значительное ухудшение условий жизни населения наименее благополучных стран. Только за два месяца, констатировал международный чиновник, мировые цены на рис подскочили на 52%, а зерно за четыре месяца подорожало на 84%.
В то же время, еще до взлета цен каждые пять секунд в мире умирал ребенок в возрасте до 10 лет, а всего от постоянного недоедания страдали 854 миллиона людей. Всемирная продовольственная программа (ВПП) планировала в 2008 году накормить 73 миллиона голодных по всему земному шару, собрав на это $2,9 миллиарда. Однако галопирующие цены на пшеницу и рис поставили крест на этих намерениях.
Эксперты объясняют глобальное подорожание пищи тремя факторами. Во- первых, ростом потребления и, соответственно, спроса на продовольствие, а также изменением структуры потребления части населения Индии и Китая. Во- вторых, увеличением производства биотоплива, то есть использование земель не под производство продовольствия. И, в-третьих, климатическими изменениями, вызванными ими неурожаями, а также общим сокращением посевных площадей. Только за последние 20 лет более 50% пахотных земель превратилось в современные урбанизированные поселения.
Но если одним странам, как предупреждают эксперты, затянув пояса, удастся устоять и не допустить социальной катастрофы (читай: конфликта), то другие (около 78 стран) эту задачу самостоятельно не смогут выполнить.
Поэтому, по-видимому, настало время пересмотреть ценности, ведь голодному тяжело понять: почему один лазерный диск (кусок пластмассы плюс какая-то интеллектуальная собственность) стоит столько же, сколько сорок буханок хлеба...
СПАСАТЕЛЬНЫЙ КРУГ
Следовательно и спрос на продовольствие и, соответственно, цены должны стремительно пойти вверх. Так у Украины есть шанс, которого уже давно не было. Речь идет только о том, сможем ли мы его использовать, а не упустим ли, пропустим. И оба варианта — в руках политической элиты Украины.
Дефицит и стремительное удорожание продовольствия являются для любой страны большей угрозой для экономической и политической стабильности, чем сумятица на рынках капитала. В среднесрочной перспективе, как считают эксперты, Земля способна удвоить производство продуктов питания, чтобы до 2050 года накормить 9 миллиардов своего населения. И среди стран, имеющих значительные резервы повышения производительности земледелия и животноводства крупнейшей и наиболее перспективной является Украина. Нынче она получила уникальный шанс — занять достойное место в мировой политике, сделать мощный скачок в сторону наиболее влиятельных и развитых стран мира, сформулировать украинскую национальную идею — спасителя мира, сделать украинца зажиточным.
Проблема продовольственной безопасности земного шара сегодня, в первую очередь, зависит от Украины. И это не удивительно, ведь на территории Украины сосредоточено 30% всех черноземов.
В свое время Япония использовала интеллектуальный потенциал, купленный во всем мире, и после Второй мировой войны сделала мощный скачок в будущее, обеспечив своих граждан одним из самых высоких уровней потребления. Соединенные Штаты Америки используют войну как развитие. Китай свою ставку сделал на западные технологии и дешевую рабочую силу. Россия «на всю катушку» использует свой энергетический потенциал.
ЧЕМ ЖЕ ОТЛИЧИТСЯ УКРАИНА?
Наше уникальное географическое положение и протяженность да те же 30% мировых запасов черноземов, дают мощное конкурентное преимущество — реальную возможность монополизировать рынок зерновых. Ради достижения этой цели необходимо четко расставить приоритеты, создать целостную государственную программу, которая изменит отношение к селу. Сегодня оно просто вымирает. По свидетельству специалистов, на карте Украины есть свыше 300 вымерших сел. Молодежь убегает из села. Потому ему очень нужны реальные социальные программы, в первую очередь, по стимулированию молодых специалистов. Нужно вести речь о возврате уважения к статусу работника на земле, о создании здесь инфраструктуры, о фермерах и коллективных хозяйствах, о создании принципиально новой модели отношений мелкого сельхозпроизводителя и рынка.
Каждая страна создает свой, уникальный, способ ведения хозяйства. Он проявляется на глубинном, ментальном уровне. Земледельческая Украина с ее работящим селом всегда была «житницей Европы». Сегодня она может и должна стать «житницей мира».
Нам необходимо создать Зерновую биржу (что-то вроде Организации стран- экспортеров нефти — ОПЭК) или Организацию стран-экспортеров зерна (Organization of Cereals Exporting Countries)), привлекая в нее ведущих мировых производителей.
Подобная аграрно-зерновая политика — локомотив и для села, и для государства в целом, она открывает перспективы для аграриев, обеспечивает конкурентоспособность сельхозпроизводства, стимулирует повышение качества, обеспечивает соответствие продукции сельского хозяйства международным экологическим стандартам. Следует ставить вопрос о соответствующей логистике, транспортной инфраструктуре, довести до надлежащего состояния шоссейные и железные дороги, порты. При таких условиях страна становится мировым игроком, ведь нет разницы, торговать ли углеводородами или нанотехнологиями. Разница только в том, что кушать хочется всегда, и с пустым желудком — не до высоких технологий.
При этом отказ от производства геномодифицированных продуктов, чтобы предложить естественные экологически чистые, или, во всяком случае, введение определенных ограничений, предоставило бы значительные преимущества украинскому сельскому хозяйству. Высокоэффективное, прибыльное, экологическое сельское хозяйство — основа обогащения Украины и каждого ее гражданина.
Отдельным вопросом остается создание земельного кадастра. Необходим также водный кадастр. Такие национальные природные богатства Украины как земля, вода, если и задействованы в экономическом обращении, то только частично, и не имеют адекватной оценки. Наиболее неотложной потребностью сегодняшнего дня является создание эффективной национальной программы по оценке и управлению стоимостью национальным богатством Украины. Нуждается в совершенствовании система взимания оплаты за пользование и землей, и водой. Необходимо создать эффективную систему предотвращения хищнической вырубки лесов и намывания берегов в руслах рек. Рядом с кадастровой стоимостью на землю — ввести надлежащую ставку оплаты за древесину, дифференцированную по регионам, породам, отдаленности, товарности и так далее.
Еще одним стратегическим ресурсом становится питьевая вода. Нужен принципиально иной подход к налогообложению использования питьевой воды в промышленных и коммерческих целях. Понятно, что следует сделать более жесткими санкции за загрязнение воды, почвы, воздуха. Ведь все это — так сказать вечные, но все же исчерпаемые ценности. Поэтому первоочередной задачей законодательной и исполнительной власти является создать такие условия, чтобы было выгодно расходовать деньги на воду и воздух, почву, в частности, сельскохозяйственного назначения.
Неуважение к земле, воде, воздуху угрожают нашей цивилизации крахом. Хотя на практике земля, вода, воздух, да и продовольствие, которые они дают, недооценены. Кризис меняет приоритеты. Цены становятся совсем другими. Нынче человечество поставлено перед фактом, а не перед выбором. Украина Богом наделена естественным преимуществом. Не воспользоваться этим — идти против человечества, Украины и Бога!