Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Продукт политического обмана

Накануне выборов Кабмин еще раз показал, что ведет страну к банкротству
9 декабря, 1998 - 00:00


«Розовый» проект бюджета нужен в год выборов Президента Украины исключительно для формирования мифа о выздоравливающей экономике, получения кредитов МВФ и Мирового банка, проведения денежной эмиссии, нацеленной на покрытие части бюджетных долгов по зарплатам и пенсиям


Прогноз доходов в проекте бюджета, представленного Кабмином на утверждение парламенту, рассчитан с точностью до миллионной, а расходов — до десятимиллионной доли: запланирован дефицит «всего» в 0,6 млрд. грн. Точность должна работать на убедительность и психологически воздействовать на народных депутатов. Ведь если все рассчитано с такой точностью, значит, бюджет реален!

Что же положено в основу его расчета? Ответим сразу: светлый оптимизм относительно роста экономических показателей в условиях резкого усиления фискальной политики в отношении государственных предприятий и сохранения этой же политики в отношении негосударственных. Например, на 1999 год Кабмин намечает рост промышленной продукции на 1,8%, в сельском хозяйстве — на 2%, номинального ВВП — на 15,3% и реального (без учета роста цен) — на 1%. Главный упор сделан на рост НДС, который, как вытекает из данных самого Кабмина, должен превысить ожидаемый в 1998 году объем сбора этого налога аж на 6,5%. Такие цифры ласкают взор не слишком вдумчивого читателя.

Человек вдумчивый без особых усилий приходит к выводу, что «розовый» проект бюджета нужен в год выборов президента Украины исключительно для формирования мифа о выздоравливающей экономике, получения кредитов МВФ и Мирового банка, проведения денежной эмиссии, нацеленной на покрытие части бюджетных долгов по зарплатам и пенсиям.

О таком развитии событий говорят уже не только представители оппозиции, но и некоторые лидеры партии премьера — НДП. В их пользу свидетельствует и статистика. Так, динамика падения рентабельности продукции промышленных предприятий за длительный период позволяет спрогнозировать среднюю величину этого показателя в следующем году на уровне 4%. А это означает еще и то, что рентабельность трех из четырех предприятий будет от отрицательной до 2% (средний показатель — 1,3%). Таким образом, большинство предприятий либо остановится, либо снизит объемы производства.

Расчеты автора показывают, что удельный вес нерентабельных предприятий в объеме производства нашей промышленности составляет 42%, а в народном хозяйстве в целом — 29,4%. Если при расчетах принять во внимание минимально возможный спад производства и порог запланированной инфляции (7,8%), то можно прогнозировать недополучение доходной части бюджета (6,8 млрд. грн.).

В 1999 году у государственных предприятий планируется изъять 20% повышенных (по сравнению с 1998 годом в полтора раза) амортизационных отчислений — 1,13 млрд. грн. Но дело в том, что эти деньги находятся в составе оборотных средств, которых подавляющему большинству госпредприятий и так не хватает на выплату зарплаты, а также налогов и отчислений в различные фонды. Эта сумма реально останется только в расчетах возросшей задолженности госпредприятий.

Но верхом цинизма в проекте бюджета является планирование на будущий год штрафов и финансовых санкций (151 млн. грн.), поступлений от реализации конфискованного имущества (38 млн. грн.), штрафов и санкций за нарушение налогового законодательства (9,7 млн. грн.). Таким образом, всех подряд налогоплательщиков априори занесли в разряд потенциальных жуликов, с которых необходимо «содрать» указанные выше суммы. Вот откуда «растут ноги» массового недовольства действиями налоговых органов.

Уже сейчас руководством страны обкатывается мысль о возможной в 1999 году 20-процентной инфляции, что положительно скажется на доходах бюджета и увеличит их на 2 млрд. грн. Но одновременно возрастет и расходная часть, поскольку выплата внешних долгов и платежей международным организациям производится в свободно конвертируемой валюте, курс которой при инфляции растет.

Сократить дефицит бюджета за счет уменьшения расходной его части невозможно. Только некоторые статьи поддаются перераспределению. Ведь крупнейшим расходом бюджета является обслуживание государственного долга, созданного на протяжении многих лет заимствованиями под невиданные в мире проценты. Заработать на их оплату государство не могло даже теоретически. На самом деле кредиты проедались или по сложным схемам эвакуировались за рубеж на частные счета. Такая «традиция» сохраняется и в бюджете-99, в котором внешние заимствования доходят до «скромной» цифры в 630 млн. грн.

Оптимистический сценарий реализации сводного бюджета-99 нельзя не дополнить пессимистическим. В соответствии с ним все просчитанные варианты бюджетного дефицита реально будут находиться в диапазоне от 3,6 до 9,4 млрд. грн. (по оценкам бюджетного комитета ВР — 5—10,2 млрд. грн.). И это при том, что в рассматриваемом проекте отсутствует 15,9 млрд. грн. на выплату льгот и компенсаций, предусмотренных действующим законодательством, а ассигнования на образование и здравоохранение урезаны, что называется, дальше некуда. Вывод: уменьшать дефицит бюджета, по-видимому, будут уже многократно опробованным путем — невыплатой зарплат и пенсий.

Но не забудем и про обязательный предвыборный ход — выплату долгов перед выборами. Он может повлечь дополнительную эмиссию денежных средств, что приведет к обвалу гривни, равному примерно половине ее сегодняшней покупательной способности.

Такова реальная ситуация с бюджетом-99. О ее серьезности свидетельствует еще и то, что огромный четырехмиллиардный государственный долг 1999 года — всего лишь малая часть общей суммы (50,5 млрд. грн.) долговых обязательств перед внешними и внутренними кредиторами (с учетом долга по потерянным сбережениям граждан и невыплаченным зарплатам бюджетников — 187 млрд. грн.). При дальнейшем бездействии через год долг вырастет на 18 млрд. грн., а через два — превысит годовой объем ВВП. По всем принятым в мировой практике определениям такая страна рассматривается как банкрот. Пришло время платить по долгам любыми путями и методами. В частности, Украинский транспортный союз намерен обеспечить поступление в Украину $2,5 млрд. от транзита. Даже в труднейших условиях в стране находятся люди, способные думать.

Марк ОЛИВЕНСКИЙ, кандидат экономических наук
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ