Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Программа, не принятая к исполнению

Горно-металлургические комбинаты никак не могут разобраться в «стратегиях» правительства
6 октября, 2009 - 20:14
НА СЕГОДНЯ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕТАЛЛУРГИИ — ЭТО УСТАРЕВШИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИЗНОС ОБОРУДОВАНИЯ, А ТАКЖЕ КОЛОССАЛЬНАЯ ЭНЕРГОЗАТРАТНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРОЦЕССА, ИНОГДА ДЕЛАЮЩАЯ ЕГО ПРОСТО НЕРЕНТАБЕЛЬНЫМ... / ФОТО УКРИНФОРМ

На днях в Министерстве промышленной политики Украины заявили, что в течение 2009 — 2010 годов собираются разработать новую версию Государственной программы развития горно-металлургического комплекса, на этот раз уже до 2020 года.

По словам министерских чиновников, приоритетными направлениями развития украинского ГМК в следующем десятилетии должно стать решение экологических проблем, удовлетворение потребности внутреннего рынка в металлопродукции, вопросы энергосбережения и повышения конкурентоспособности отечественного металла на зарубежных рынках.

Что ж, создание стратегических программ развития, тем более для таких важных отраслей экономики, как металлургия, дело, безусловно, хорошее. Но не стоит забывать, что за период независимости в Украине уже принимались, как минимум, две госпрограммы развития отечественного металлургического комплекса: «Концепция развития ГМК Украины до 2010 года», принятая специальным постановлением Верховной Рады в 1995 г., и «Государственная программа развития и реформирования ГМК на период до 2011 года», утвержденная в 2004 г. Кабмином.

Похоже, что ни одна из них ощутимых результатов отрасли пока не принесла. Во всяком случае, нынешний экономический кризис, в первую очередь ударивший именно по металлургии, безжалостно вскрыл все острые проблемы украинского ГМК, накапливавшиеся десятилетиями. Это и устаревшие производственные технологии, и износ металлургического оборудования, и колоссальная энергозатратность производственного процесса, иногда делающая его попросту нерентабельным в условиях острой кризисной конкуренции.

Возникает вопрос, зачем правительству разрабатывать очередную программу комплексного развития, если две предыдущие не имели ощутимого влияния на модернизацию отрасли? Изменит ли она ситуацию либо ее ждет та же судьба, что и ее предшественников? Кроме того, не утратила еще актуальности действующая программа развития и реформирования ГМК, принятая в 2004 году. Контролируется ли кем-нибудь то, как эта программа выполняется?

В Главном управлении промышленности и развития инфраструктуры Запорожской обладминистрации «Дню» сообщили, что в регионе, на долю которого приходится примерно 17% производимых в Украине стали и металлопроката и где расположено с десяток металлургических производств различных направлений, местные власти строго следят за исполнением запорожскими заводами государственной программы развития, в первую очередь ее экологической составляющей. Как оценивают результативность выполнения этой программы сами предприятия и обращаются ли они к ней при выработке планов и графиков собственной модернизации, «День» решил поинтересоваться у одного из ведущих производителей металла города Запорожья.

Проводимые сегодня ОАО «Электрометаллургический завод «Днепроспецсталь» мероприятия по модернизации производства и снижению его энергоемкости в целом идут в русле действующей программы развития и реформирования, предложенной горно-металлургическому комплексу государством. Это, в первую очередь, касается установки новой электропечи в третьем сталеплавильном цехе и более энергоемких футировок в термических печах. Но это совсем не значит, что предприятие строго ее придерживается, разрабатывая собственные планы технического перевооружения.

По словам заместителя директора по производству ДСС Игоря Логозинского, «Днепроспецсталь» как акционерное общество частной формы собственности не обязано согласовывать с государственными структурами свою внутреннюю программу развития и отчитываться перед ними за выполнение или невыполнение общегосударственных отраслевых программ (за исключением экологических).

— Выделение предприятию средств на проведение модернизации, как и утверждение различного рода программ, зависит, в первую очередь, от акционеров, а не от министерства или Верховной Рады. Если государство хочет, чтобы предложенная им программа повсеместно выполнялась, ему необходимо выделить под ее реализацию целевое финансирование из средств специальных фондов или госбюджета. Либо оказать металлургам помощь в получении банковских кредитов на техническое перевооружение, — считает Игорь Николаевич. Каких-либо санкций за невыполнение предприятием государственной программы развития и реформирования ГМК, по его словам, государством не предусмотрено.

Интересной информацией с «Днем» поделился другой сотрудник «Днепроспецстали» Станислав Белик, поддерживающий деловые контакты со своими российскими коллегами. Он рассказал, что в России, в отличие от Украины, еще с начала 2000-х действует негласная договоренность между государством и собственниками металлургических заводов, согласно которой последние в обязательном порядке направляют на модернизацию своих предприятий 20% ежегодной прибыли. И государственные структуры РФ, по его словам, строго следят за выполнением этих договоренностей. Причем иногда ситуация доходила даже до абсурда, когда некоторые предприятия, опасаясь вызвать гнев правительственных чиновников за невыполнение взятых на себя обязательств, закупают ненужное им оборудование, при этом еще и содержат у себя штат специальных людей, придумывающих логическое обоснование этим приобретениям.

КОММЕНТАРИЙ

Лина СВИРИДОВИЧ, первый заместитель начальника Главного управления промышленности и развития инфраструктуры Запорожской ОГА:

— Степень выполнения запорожскими заводами Государственной программы, безусловно, отслеживают сотрудники нашего управления и обладминистрации в целом, хотя официально нам это и не вменено в обязанности. По закону, ответственность за этот участок работы полностью лежит на Министерстве промышленной политики. Мы со своей стороны можем эффективно контролировать лишь выполнение нашими предприятиями Региональной программы выхода из экологического кризиса, предусматривающей, в том числе, санкции против ее нарушителей. Действующая общегосударственная программа развития ГМК никаких санкций не предусматривает.

Главный недостаток программы — отсутствие целевого государственного финансирования. В этом году в Запорожской области его получили только научно-исследовательские институты — Институт титана и УкрНИИСпецсталь. Все остальные мероприятия должны проводиться за собственные средства предприятий.

Андрей ГАЙДАЙ, Запорожье
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ