Объем промышленного производства в Украине в сентябре, по данным Госкомстата, вырос в сравнении с сентябрем 2006 года на 8,4%, а за январь—сентябрь — на 10,7%. Эти данные следует рассматривать как один из ответов на вопрос относительно того, ослабилась ли динамика промышленного производства настолько, что замедление экономического роста может стать большей угрозой, чем сентябрьское ускорение инфляции?
Аргументы будут приведены ниже, однако ответ дадим сразу же: индустриальную динамику можно считать удовлетворительной, а самую большую угрозу создает сентябрьская ценовая волна.
Следовательно, о росте промышленного производства. В сентябре против августа оно сократилось только на 0,1%. Это — уровень статистической погрешности. Даже несколько большее замедление в 2000 году (на 0,4%) не помешало закончить год с высоким показателем — 12,5%. Итоги сентября позволяют утверждать, что в годовом итоге кумулятивный показатель темпов роста в промышленности сохранится на отметке 10—11%. Следовательно, рост в промышленности остается сильным и достаточным, чтобы решающим образом содействовать достижению бюджетного ориентира ВВП на уровне 6,5% и даже большем, чем в прошлом году — 7,2—7,4%.
Положительно, что нынче продолжается реиндустриализация экономического роста. В 2006 году ВВП и промышленность двигались в январе—сентябре с разрывом 0,9% в пользу ВВП.
Наше утверждение, что угроза инфляции является большей, чем замедление роста экономики, подкрепляется и тем, что в сентябре при стабильности движения промышленного выпуска оптовые цены производителей поднялись на 1,1%. К тому же, за последние девять месяцев они выросли на 15% против 8% в соответствующем периоде 2006 года. Поэтому и цены производителей растут, и кумулятивная динамика промышленности ослабляется в режиме мягкой посадки — с 15,8% в январе до 10,7% в январе—сентябре.
Актуальным сегодня является усиление монетарной политики. Это, в частности, подтверждается состоянием легкой промышленности. Она является одной из подотраслей промышленности, «работающих» на сохранение ценового баланса на товарных рынках. К сожалению, с начала года она остается единственной из сегментов перерабатывающей промышленности, которая находится на грани стагнации. Однако год назад спад в легкой промышленности был на порядок выше и составлял 3% (за январь—сентябрь этого года — 0,2%, при росте против августа в сентябре на 0,3%). Кроме того, набирает обороты энергетика, которая до июня демонстрировала спад. За девять месяцев ее рост составлял 1,7% против 1,4% за восемь месяцев.
Продолжение во втором квартале тенденции восходящего движения инвестиций в основной капитал и, в частности, прямых иностранных инвестиций (соответственно на 32% и 50%) поддерживает «на плаву» машиностроение и отрасль строительных материалов, которые вместе с деревообрабатывающей промышленностью сохраняют лидерские позиции (соответствующие показатели составляют 24,9%, 19,1% и 24%) за девять месяцев. Существенно не сбавила обороты и пищевая промышленность. В октябре даже следует ожидать пика ее роста, когда на максимальные мощности выйдет переработка сырья нового урожая.
Не вызывают особой обеспокоенности и экспортные отрасли. Спад в металлургии до предыдущего месяца является сезонным и меньшим, чем год назад в сентябре (2% против 2,2% в 2006 г.). Замедление в химии в значительной степени отражает эффект базы сравнения. В августе отрасль прибавила динамики на 2,6%, а год назад этот показатель был минусовым (0,1%).
Следовательно, вне всяких сомнений риски торможения роста в промышленности не выходят за грань приемлемых. Она не нуждается в смягчении монетарной политики. Стандарты кредитования для индустриального сектора могут быть даже более сдержанными. Если другие производители ВВП не продемонстрируют более резкого, чем промышленность, замедления, то Нацбанк может рассмотреть целесообразность выхода на позитивные, антиинфляционные процентные ставки с целью оптимизации ликвидности. Во всяком случае, промышленность в текущий момент не нуждается в неотложном удешевлении кредитных средств.