Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Промышленный туризм

Может ли он стать источником коммерческого интереса?
3 ноября, 2009 - 20:16

Однажды в Запорожье приехал погостить один наш знакомый из Киева. Проезжая через плотину Днепровской ГЭС, с которой открывается великолепный вид на Хортицу, мы рассказывали ему о славном историческом прошлом острова, показывали, где ведутся съемки киноленты «Тарас Бульба» режиссера Владимира Бортко. Но внимание нашего столичного гостя все время отвлекала панорама дымящих труб запорожских промышленных гигантов.

— Це ж треба, яка міць, — твердил он, глядя в окно маршрутки. Оказалось, что виды, давно уже ставшие традиционными для жителей индустриального мегаполиса, могут вызывать живой интерес у гостей города.

То, что промышленный туризм действительно пользуется у украинцев спросом, подтвердили нам и сотрудники Главного управления культуры и туризма Запорожской обладминистрации. По их словам, в управление периодически поступают просьбы от туристических фирм организовать посещение группой иногородних туристов, скажем, одного из металлургических заводов города. А приезжавшие в Украину по межгосударственной программе обмена французские детишки были впечатлены экскурсией по цехам «Запорожстали». Но, несмотря на это, данный вид туризма до сих пор не стал для региона источником дополнительного дохода, хотя ему есть что показать желающим.

Как объяснил «Дню» начальник отдела охраны труда завода «Днепроспецсталь» Александр Шкор, в первую очередь это связано с крайне жесткими требованиями норм техники безопасности.

— Мы, конечно, можем показывать желающим наши цеха. На ДСС это практикуется. Утверждается список группы, маршрут экскурсии, проводится вводный инструктаж по ТБ — и группа в сопровождении сотрудников предприятия отправляется на территорию промплощадки. Но принять самостоятельное участие в плавке или посидеть в кабине высотного крана турист уже не сможет, поскольку это строго запрещается правилами техники безопасности и может привести к печальным последствиям, — говорит специалист.

Кроме того, к промышленному туризму может примешиваться еще и промышленный шпионаж, поэтому заводская служба безопасности, скорее всего, запретит фото- и видеосъемку.

К пищепрому в этом отношении требования еще более жесткие. Например, на Мелитопольском предприятии «Молокозавод «ОЛКОМ» «Дню» сообщили, что и рады были бы поучаствовать в организации промышленного туризма в области, тем более, что к ним поступают заявки от вузов, Сельскохозяйственной академии и городских школ. Но, согласно нормативным документам, молокозавод не имеет права пускать в цеха посторонних людей и показывать свое производство без наличия у посетителей справок о прохождении специального медосмотра и заполненной санитарной книжки.

Впрочем, в регионе есть все же промышленное предприятие, не один год регулярно принимающее у себя группы туристов. Раз в месяц ОАО «Запорожкокс» проводит день открытых дверей, когда предприятие могут посетить все желающие. По словам сотрудницы отдела кадров Нины Орловской, курирующей этот вопрос, из-за большого количества заявок организовывать экскурсии приходится гораздо чаще. Численность экскурсионных групп иногда может доходить и до 40 человек, главным образом учащихся старших классов, радиотехнического колледжа и студентов местных вузов. Примерно раз в год предприятие посещают студенты НТУ «Киевский политехнический институт». Бывают на заводских экскурсиях и частные лица, правда, случается это довольно редко.

— Помимо общих экскурсий, включающих историческую справку о предприятии и поход по основным производственным цехам, на заводе еще существуют специализированные экскурсионные программы с производственным, технологическим и экологическим уклоном. Для их проведения мы привлекаем в качестве гидов не только сотрудников технического отдела, но и цеховых работников, знающих материал более глубоко, — рассказывает Нина Дмитриевна.

Правда, эту деятельность «Запорожкокса» пока еще нельзя назвать полноценным промышленным туризмом, поскольку все экскурсии проходят не на коммерческой основе. Даже автобусами туристические группы предприятие обеспечивает за собственный счет. Завод в данном случае ставит перед собой не экономические, а скорее просветительско-пропагандистские цели. Например, поднять среди молодежи престиж профессии металлурга и уменьшить дефицит квалифицированных кадров, давно уже ощущаемый не только «Запорожкоксом», но и другими предприятиями отрасли.

И промышленники, и чиновники сходятся на том, что Запорожская область, как, впрочем, и остальные индустриальные районы Украины, имеет колоссальный потенциал для развития промышленного туризма. Правильное его использование могло бы принести хорошие экономические дивиденды, помочь обновить местную инфраструктуру и создать дополнительные рабочие места. Но для этого нужно уметь эффективно реализовывать свои возможности, чего мы пока еще делать не научились.

Андрей ГАЙДАЙ, Запорожье
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ