«Восток кормит Запад». Экономическая почва ошибочности такого убеждения — в эксклюзивном интервью «Дню» молодого специалиста, доктора экономических наук (научную степень получил в университете Райса в городе Хьюстон, штат Техас, США) Павла ДЕМЧУКА. В свое время эксперт вместе со своим научным руководителем исследовали тему продуктивности украинских регионов. Несмотря на то, что ученым пришлось преодолеть ряд «специфических» препятствий, из-за которых и доныне «хромает» отечественная наука, они пришли к интересным, а порой и парадоксальным выводам. Несмотря на то, что период их исследования, а значит и проблематика заканчивались 2002 годом, вопросы, которые поднимают научные работники, остро актуальны до сих пор. Более того, отдельные шаги, о намерениях осуществить которые на днях заявило украинское правительство, являются преступно ошибочными, если верить выводам экономистов. Но обо всем по порядку.
— Вы изучали производительность украинских регионов в 1996-2002 гг. и пришли к выводу, что они перекапитализированы (слишком много ненужного кадрового и технического устаревшего ресурса). Ситуация сегодня изменилась?
— Мне сложно ответить на этот вопрос. К сожалению, продолжение исследования, на которое вы ссылаетесь, пока еще является только частью моих планов. Не знаю даже, смогу ли найти релевантные данные. Доступ к информации, кстати, — чрезвычайно критическая проблема для украинского научного сотрудника. Когда я работал над исследованием, нужные мне данные невозможно было получить. Информации не было в электронном виде, она была напечатана в ежегодниках, которые есть только в библиотеке статистического управления. Я должен был ездить туда и просто сидеть и переписывать их в библиотеке. Впоследствии я додумался перефотографировать информацию. Однако все равно статистику нужно было вносить вручную.
— В своих исследованиях вы доказываете несколько неожиданных вещей. Это отсутствие ощутимой разницы в показателях производительности аграрных и промышленных регионов Украины, ее Востока и Запада. Это обратно пропорциональная зависимость между показателями производительности и притоком прямых иностранных инвестиций. Какие последствия эти результаты должны иметь для экономической политики Украины?
— Во-первых, коррективы должны произойти в контексте политики привлечения прямых иностранных инвестиций. Ведь, с моей точки зрения, нужно было бы иметь не специальные свободные экономические зоны (СЭЗ), а общую, так сказать, свободную экономическую зону. То есть должны существовать определенные условия для инвесторов, которые действовали бы на всей территории Украины, а не только тех регионов, которые определило правительство. Одновременно это бы минимизировало коррупцию.
Критически необходимо прозрачное законодательство, предоставлявшее равные возможности большим и малым инвесторам, которые бы могли конкурировать «головой», а не силой. Свободные экономические зоны существовали, когда мы с Валентином Зеленюком писали работу об украинских регионах, поэтому это был очень интересный момент. Эти зоны ничего для производительности и эффективности не давали.
— О чем идет речь?
— В определенных СЭЗ фирмы пользовались «дырами» в законодательстве, например, успевали в течение месяца изготовить партию готовой продукции и вывезти ее за пределы территории Украины как сырье, то есть не задекларировав никакой добавленной стоимости. Большинство действующих предприятий в СЭЗ пользовались налоговыми льготами. Другие СЭЗ существовали лишь на бумаге. То есть, даже при существовании инвестиций, номинально ничего не работало. Конечно, мы не учитывали теневой сектор экономики, что и отразилось на показателе производительности региона с СЭЗ.
Относительно сравнения аграрных и промышленных регионов, то мы должны вспомнить, что производство в Украине достигло показателей 1990-го года лишь где-то в 2002-03 годах. То есть на момент нашего исследования новое оборудование не использовалось (со временем оно, естественно, устаревало), но оставалось на балансе предприятий. Количество людей, которые находились в вынужденных неоплачиваемых отпусках, было очень большим, хотя эти рабочие и были в штате. Это были неодиночные случаи, характерные для всех регионов, поэтому и результат нашего исследования был достаточно ожидаемым.
Нужно признать, что вопросы оснащения основными фондами и их использования на производстве, равно как и кадровых резервов, более долговременные и болезненные, нежели инвестиций. Избавиться от старого, ненужного оборудования можно относительно быстро, но сокращать или переобучать рабочих намного сложнее.
— То есть вы хотите сказать, что производительность труда и на Западе, и на Востоке страны, в соответствии с вашим исследованием, является одинаково низкой, несмотря на общественный стереотип «кормящего» Запад Востока?
— В Украине в контексте сравнения аграрных и промышленных областей очень много вопросов заполитизированно. Когда мы сравнивали Восток и Запад, то увидели, что там и там пользуются старыми технологиями, не было никаких инноваций, а следовательно — и развития.
Одной из наших целей было показать, что разная политическая риторика о регионах не имеет под собой никакой экономической почвы. Можно говорить что-либо, но нужно пользоваться фактами, моделями, исследованиями.
Мы же пытались практически и нормальными экономическими методами показать настоящую ситуацию. Сравнивая промышленные и аграрные регионы, мы увидели, что они приблизительно на одном уровне. Нет никаких оснований говорить, что Черновицкая область хуже Луганской, а Донецкая область кормит Ивано-Франковскую. В плане эффективности и производительности это все — совсем не так.
Конечно, нужно учитывать и размеры областей, и количество населения. Мы в наших исследованиях это тоже просчитывали. Сначала мы оценили эффективность каждой области отдельно, а уже потом обобщали результаты по группам: западные регионы — восточные и аграрные — промышленные регионы. На индивидуальном уровне, как и говорилось ранее, самым эффективным оказался Киев, тогда как другие области были далеко позади. Обобщив результаты и сравнив эффективность групп областей, мы пришли к выводу, что они статистически не отличаются. По нашему мнению, небольшая разница между аграрными и промышленными регионами в том, что они похожи между собой не только наличием устаревшего капитала и лишними работниками, но и в известной степени размытостью понятий «аграрный», «промышленный», ведь в любой области присутствуют оба сектора с идентичными проблемами.
— Региональная дифференциация как предмет исследования актуальна лишь в случае Украины, потому что она развивалась под воздействием определенных специфических исторических факторов, или это универсальная вещь?
— Региональная дифференциация актуальна для любой страны. Мы, работая над исследованием о производительности украинских областей, видели подобные труды в Бельгии, когда они сравнивают фламандцев и валлонов. Также в Испании, это было исследование эффективности школьного образования. Это очень интересно. Мы хотели в известной степени нивелировать политическую полемику относительно соотношения Восток-Запад. Научный руководитель моей магистерской работы, соавтор этой статьи — Валентин Зеленюк — он сам из Донецка, а я родом из Львова, и мы решили показать даже так, если позволить себе немного юмора, что Восток и Запад вместе. Никто никого не кормит, мы все работаем, насколько можем работать в данных условиях, и делаем определенные вещи так или не так.
— Эксперты много говорят о разрыве, который существует между экономическими показателями регионов и экономическими показателями города Киева. Вы также об этом пишете. Насколько подобное явление характерно для Европы, для США или это исключительно постсоветский синдром?
— Наши компании регистрируются в столице, поскольку здесь они ближе к министерствам, к ведомствам, к определенным организациям, где могут согласовать какие-то вопросы. Столица — это определенный бизнес-центр. Это место, где решаются все вопросы.
По этой причине ситуация кажется немножко искривленной — именно ввиду регистрации в столице большого количества фирм. Впрочем, при желании можно копать глубже. Если фирма зарегистрирована в Киеве, а бизнес ведет в Запорожской области, тогда мы можем соответствующую информацию подсчитать не в отношении Киева, а в отношении Запорожской области.
Кстати, есть такая сфера исследований в экономике, которая называется spatial economics, то есть пространственная экономика. И именно там эти вопросы рассматриваются, учитывая взаимосвязи между регионами. Я думаю, за этим направлением большое будущее, особенно в контексте интеграции украинских регионов.
— Как вы оцениваете возможность нынешнего украинского правительства использовать в своей деятельности достижения экономической науки?
— Эти достижения принимаются во внимание, но я не знаю, насколько детально и какие именно. Я лично общался с аналитиками из Министерства финансов, они действительно занимаются исследованиями, но порой они используют устаревшие модели, которые уже даже не преподаются в академическом мире. Они уже признаны как неэффективные. Какие-то достижения науки используются, однако насколько они современны — этого я, наверное, не могу сказать. Восприятие научных инноваций в исследовательских центрах министерств зависит от руководителей. Я смотрел перечень научных сотрудников экономического отделения Национальной академии наук, я там не знаю ни одного научного сотрудника, ни одна фамилия мне ни о чем не говорит, в литературе, которую читал, я их не встречал. Возможно, какие-то научные концепции в исследовательских центрах при министерствах и присутствуют, но каковы они по качеству и свежести — относительно этого я не уверен.
— Известно, что власть опять инициирует создание свободных экономических зон. Три соответствующих законопроекта продвигает вице-премьер Сергей Тигипко. Как вы к этому относитесь?
— Что касается недавних инициатив правительства, то я остановлюсь на экономической составляющей, хотя важной является и четкость формулировки тех или других положений, которая будет производить прямой экономический эффект. В первую очередь следует отметить, что перечня приоритетных отраслей в Украине просто не существует в природе, неизвестны также и эксперты, которые будут выбирать инвестиционные проекты. Кто это будет? Представители власти? Предприятий? Какой-то коллективный орган? Наличие необоснованных критериев и нечетких требований будет способствовать коррупции на стадии принятия решения относительно проектов, а также налоговым злоупотреблениям в течение их реализации.
Я не являюсь сторонником льгот, ведь это создает неконкурентную ситуацию. Адресная помощь намного эффективнее.