Минувший вторник дал миру жуткую картинку объятого пламенем украинского горняка. Соответствующие снимки могут стать видеовехой в истории шахтерского движения, сравнимой с известными событиями 90-х, повлекшими в конце концов распад СССР и создание независимой Украины. Нынешняя ситуация (с другим относительно Украины знаком) не менее критична — враг на Донбассе не дремлет и надеется пополнить свои ряды за счет недовольных горняков.
Напомним, 4 августа пятеро шахтеров государственных предприятий «Красноармейскуголь» и «Селидовуголь» (Донецкая область) объявили голодовку в здании министерства энергетики и угольной промышленности Украины. Протестующие требовали погасить задолженность по заработной плате и наладить стабильную работу шахт. Глава Минэнергоугля Игорь Насалик заявил, что для погашения зарплатных долгов шахтерам выделили 200 миллионов гривен. По его словам, их должны выплатить к 28 августа, то есть ко Дню шахтера, что звучит почти как насмешка: вот, мол, вам подарочек. Еще 150 миллионов для выплаты зарплат будут получены за счет оплаты угля ДТЭКом.
Как видим, встревоженное таким уровнем протеста государство не стало ждать профессионального праздника горняков и отреагировало практически мгновенно. В тот же день Министерство энергетики и угольной промышленности заявило о перечислении 30 миллионов гривен для погашения задолженности по заработной плате шахтерам. «По состоянию на сегодня заработная плата работникам государственных угольных предприятий выплачена на 83,8%», — доложило Минэнергоугля.
В ведомстве отмечают, что причиной возникновения задолженности по заработной плате является дефицит оборотных средств, а также недостаточность бюджетного финансирования на частичное покрытие расходов по себестоимости готовой товарной угольной продукции. В Минэнергоугля также уточнили, что долг шахтерам ГП «Селидовуголь», один из голодающих представителей которого поджег себя во вторник в здании министерстве в знак протеста, по состоянию на 8 августа составлял 42,1 миллиона гривен (без начислений), и последний раз оплата была осуществлена 3 августа на 27,3 миллиона грн. В штабе отрасли добавили, что за первое полугодие 2016 года работникам государственных угольных предприятий было начислено 2,46 миллиарда гривен, выплачено — 2,06 миллиарда. В том числе 1,81 миллиарда гривен — это средства от реализации угольной продукции, а 0,25 миллиарда выделены из бюджета. На сегодня задолженность работникам государственных угольных предприятий составляет 399,5 миллиона гривен (с начислениями), из них 256,2 миллиона — непосредственно работникам предприятий, в том числе за июнь — 201,3 млн грн.
Казалось бы, все сказано, и вопрос почти решен. Ключевым словом в последней фразе оказалось «почти». Но в среду появилось сообщение пресс-службы Минфина. Его ключевая мысль заключалось в том, что Министерство финансов Украины сможет выделить 200 миллионов на погашение долгов по зарплатам перед горняками госшахт только после получения согласования со стороны бюджетного комитета Верховной Рады.
Пресс-служба Минфина также отметила, что правительство приняло решение о выделении данных средств еще 27 июля. «Вместе с тем, Минфин выступал против такого перераспределения затрат бюджета, поскольку большая часть выделенных средств (155 миллионов) будет перераспределена с программы закрытия пяти нерентабельных шахт. То есть средства, которые планировалось выделить на закрытие убыточных шахт, сейчас будут использованы на погашение задолженности по выплате заработной платы шахтерам», — отметили в пресс-службе. В ведомстве подчеркнули, что проблема имеет системный характер и связана с неэффективным использованием бюджетных средств. «Очевидно, что в Украине продолжают финансироваться убыточные отрасли, давно нуждающиеся в реформировании», — резюмировали в Минфине.
Да, Минфин по определению должен играть в государстве роль бабы-яги, которая всегда против. Но надо бы, как говорится, и честь знать. Так, близкий к Минэнергоуглю источник еще до нынешних трагических событий сказал по секрету «Дню», что прежде чем получить в этом ведомстве деньги для шахтеров, туда нужно занести свой мешок с купюрами...
Так ли это? Чиновники в нашей стране, похоже, просто не могут не лукавить. Выше дан довольно подробный анализ причин, повлекших задолженности по зарплате и недовольство горняков. Однако там между правдами и полуправдами затесалась толстенная и более чем позорная фигура умолчания. Оказывается, главной проблемой упомянутых угольных предприятий является то, что их довольно богатые угольные пласты были когда-то скуплены за мизерные суммы представителями старой Семьи. Теперь ими владеют близкие к самой вершине власти «новые» люди. Именно они снимают жирную пенку с каждой тонны угля и создают таким образом дефицит оборотных средств для оплаты тяжелого и рискованного труда горняков, фактически вынуждая их идти на все тяжкие...
Между тем шахтер Виктор Трифонов, который поджег себя во вторник утром в ходе импровизированной пресс-конференции в здании Минэнергоугля, находится в состоянии средней тяжести, сообщил глава Независимого профсоюза горняков Михаил Волынец. «У В.Трифонова ожоги глаз составили 20%. После проведения консилиума, врачи установили, что больной в состоянии средней тяжести. Но они смогут сделать более точные выводы после лабораторных и других необходимых исследований».