Украину не устраивает транзит 10—15 миллиардов кубометров газа в год с 2020 года, как это предлагает российский «Газпром», поскольку прокачка такого малого объема была бы экономически убыточной, утверждает министр энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалик. По мнению министра, экономически выгодным для Украины является транзит при его годовом объеме не менее 40 миллиардов кубометров.
Но известна ли Насалику на самом деле полная картина с транзитом российского газа по украинской ГТС и глубина проблем, которые остались, несмотря на победное для Украины финансовое решение Стокгольмского арбитража?
УГРОЗА ДЛЯ ТРАНЗИТА
Касательно этого могут существовать небезосновательные сомнения. Ведь «Нафтогаз Украины» играет с нашим правительством, которое является единственным акционером этой компании, в какую-то странную игру, скрывая от него полный текст окончательного решения, принятого в Стокгольме.
Более того, в настоящее время появились данные о кардинальном изменении отношения руководства «Нафтогаза» к реализации упомянутого плана. Об этом, в частности, свидетельствует письмо главы НАК Андрея Коболева премьер-министру Украины Владимиру Гройсману, которое попало в редакцию «Дня».
В документе выражается сомнение относительно того, что упомянутый план может быть реализован, как предусмотрено постановлением Кабмина, в течение 30 дней с даты вступления в силу окончательных решений по существу арбитражных дел, «которые продолжаются», и что имущество «Укртрансгаза» будет передано ПАО «Магистральные газопроводы Украины» (с учетом кредитных обязательств НАК и ее дочерних компаний).
Свое сомнение в «Нафтогазе» связывают с тем, что арбитражным решением не было поддержано исковое требование «Нафтогаза» относительно возможности передачи прав и обязанностей по контракту в интересах другой компании — оператора газотранспортной системы Украины без согласия ПАО «Газпром». Ведь согласно контракту исполнителем услуг по транзиту является исключительно «Нафтогаз».
"Северный поток-2" - "Троянский конь" ЕС - Андрей Коболев в "Немцова.Интервью" (Видео)
«Это значит, — пишет Коболев в письме к премьеру, — что контракт обязывает именно компанию предоставлять услуги по транзиту природного газа по украинской ГТС в пользу ПАО «Газпром». Более того, глава НАК считает, что получить письменное согласие ПАО «Газпром» на передачу контракта другому оператору ГТС на действующих условиях не реально. И это его очень беспокоит.
ВИРТУАЛЬНЫЕ МИЛЛИАРДЫ «НАФТОГАЗА»
По выводу арбитража объем обязательной транспортировки (транзита) газа по украинской ГТС должен составлять не менее 11 миллиардов кубометров. Позитивный финансовый эффект от этого вывода (за счет права на получение компенсаций «Газпрома» при недопоставке газа для транзита в 2018—2019 гг.) может составить, как подсчитал Коболев, по меньшей мере $1,2 миллиарда. Кроме того, право на пересмотр тарифа в целом может дать возможность «Нафтогазу» получить дополнительную компенсацию в размере до $15 миллиардов. Спор относительно тарифной ставки транзита, заверяет Коболев, также может стать существенным экономическим стимулом для «Газпрома» продолжать транзит и после 2019 года. Глава «Нафтогаза» даже сообщает, что его компания уже сделала представление о начале процедуры пересмотра тарифа на услуги транзита по украинской ГТС.
Коболев даже ссылается на советника «Нафтогаза» — юридическую фирму Wikborg Rein, в которой считают, что в случае отделения оператора ГТС в соответствии с Планом реструктуризации (анбандлинга) «Нафтогаз» утратит юридический интерес для защиты своих прав по контракту (в частности, по пересмотру тарифа на транзит).
В целом, делает выводы Коболев, целесообразно было бы пересмотреть План реструктуризации и внести в него изменения в части передачи имущества ГТС и других материальных ресурсов ПАО «Укртрансгаз» в ПАО «Магистральные газопроводы Украины» в сроки, определенные решением НКРЭКУ о сертификации нового оператора ГТС, но не ранее даты окончания срока транзитного контракта. «Это предложение обеспечивает надлежащий баланс между сохранением транзита и проведением реформы газового рынка, — считает Коболев, — без вреда интересам компании».
Мнения экспертов «Дня» относительно этого неоднозначного письма несколько расходятся. Член правления Института энергетических стратегий Юрий Корольчук констатирует, что такая позиция Коболева — это не просто свидетельство противостояния с правительством, которое длится уже полтор года, а стремлениеи оставить за собой влияние на компании, которые должны выйти из «Нафтогаза» (и «Укртрансгаз», и «Укргазвидобування»). А когда будет проходить конкурс на отбор европейского партнера по управлению украинской ГТС, хотят иметь возможность заблокировать этот процесс. «Такова их конечная цель», — констатирует Корольчук.
Однако он не уверен, что такая цель будет достигнута. Коболев, по словам эксперта, считает свой тыл очень хорошо защищенным. Тем не менее Корольчук не исключает, что главу НАК можно обвинять в том, что он сознательно или невольно, но подыгрывает «Газпрому». Потому что за полтора года, которые остались до окончания контракта на транзит от 2009 года, «они ничего не сделают, и это — фактически блокирование процесса».
Экперт напоминает, что последние два года от Коболева и других глав «Нафтогаза» мы только и слышали: как только будет решение суда в Стокгольме, мы сразу же все сделаем и все передадим. Теперь же, по его мнению, концепция изменилась: не хотят, а потому угрожают просто засунуть палки в колеса и затянуть процесс до 2019 года.
«В таких действиях «Нафтогаза» я ничего хорошего не вижу, — отмечает Корольчук и добавляет: — Следовательно, нужен посредник. И это абсолютно нормальный процесс в том числе и для «Газпрома». Вопрос лишь в том, что за это получит Европа». Эксперт не сомневается в том, что ее интерес к участию в управлении украинской ГТС не уменьшится из-за угрозы сокращения российского транзита до 15 миллиардов кубометров. Он отмечает, что такое возможно лишь где-то после 2027—2029 годов, когда «раскачается, если его построят, «Северный поток-2».
Экс-министр энергетики Украины Сергей Ермилов в разговоре с «Днем» отметил, что, выиграв суд в Стокгольме, руководители «Нафтогаза» все ровно не хотят анбандлинга и тянут время до конца контракта на транзит. «Но если «Северный поток-2» состоится, то уже не нужен будет и анбандлинг, — говорит эксперт, — потому что транзита газа уже не будет и интереса к нашим магистральным сетям уже ни у кого не будет, ни у украинских олигархов, ни у европейских».
«А что нужно делать, чтобы сохранить транзит, — спрашивает Ермилов и отвечает: — Чтобы европейские компании меньше смотрели в сторону «Северного потока-2» и нужен был этот анбандлинг. Нужно было выделить чистый бизнес для транзита, пустить туда европейских партнеров-инвесторов. И тогда они, возможно, почувствовали бы, что наш маршрут гарантирует более надежную и дешевую транспортировку газа из России, чем какими-то другими путями». «Мой вывод, — отмечает экс-министр, — любое препятствие разделению бизнеса с помощью анбандлинга уменьшает шансы на сохранение транзита».