Противовоздушная оборона является особенно актуальной для государств с оборонной доктриной. Украинские военные давно осознали аксиому укрепления воздушных границ: для противодействия ударам высокоточного оружия каждая современная армия должна иметь современные средства противовоздушной обороны. Правда, с результатами пока жидковато: объявленная модернизация авиационного парка истребителей и средств ПВО уже более шести лет остается амбициозным проектом. Объяснение: у государства на это нет средств. Среди достижений — начало ремонта боевых самолетов Су-25 и ракетных комплексов ЗРС С 300П. Но и тут шероховатостей немало, особенно с зенитными системами.
На самом деле недостаток средств — далеко не единственный аргумент. На вооружении в ВСУ сегодня несколько десятков зенитных ракетных комплексов С-300П и дивизионов среднего действия «Бук». Это основа ПВО страны. Обе системы являются техникой «иностранного» производства, и их модернизация и продление сроков службы могут начаться только после соответствующего решения правительства и президента России. И разработчики, и производители РФ не против подзаработать на такой сделке. Соответствующий контракт на модернизацию ЗРС С-300П по комплексной программе был подписан еще в 2003 г., но разрешения российского правительства до сих пор нет. Наиболее проблематичным моментом является ввоз на территорию Украины секретного оборудования и необходимость поделиться частью технической документации. При нынешнем политическом курсе Украина может ждать долго. Москва не применет пустить в дело свой оборонный рычаг влияния.
Дабы не ждать, пока украинские системы ПВО начнут разваливаться от старости, Минобороны и «Укрспецэкспорт» решили проводить войсковой средний ремонт ЗРК С-300ПС своими силами. Для этого при участии ряда предприятий создан «Сервисный центр вооружения и военной техники». С международной финансово-промышленной группой «Оборонительные системы» создается совместное предприятие.
Ремонт первого дивизиона С 300ПС должен завершиться в этом году, если, конечно, военное ведомство сохранит преемственность ранее принятых решений. Специалисты Сервисного центра и предприятий, привлекаемых по кооперации, считают, что им под силу ремонтировать до четырех комплексов ежегодно. В результате ресурс каждого будет продлен на пять лет. Это означает, что в течение 7—8 лет Украина могла бы иметь противовоздушный щит, а заодно — временную паузу для размышления над вопросом, как защитить свое небо после 2010—2012 годов.
По этой проблеме существуют различные взгляды. Сторонники жесткой ориентации на НАТО и диверсификации поставок оружия говорят о необходимости покупать западные системы. Тем более, что после сокращения ВСУ будет высвобождена часть средств, которые можно направить на перевооружение армии. Сторонники интересов отечественной оборонки уповают на совместное с российскими разработчиками и производителями производство новых зенитно-ракетных систем. Действительно, не менее двух десятков предприятий украинского ВПК могли бы принять участие в такой кооперации. А если бы дошло и до закупок российских самолетов, то количество украинских участников могло бы увеличиться до 44. Именно такое количество предприятий обслуживало российские поставки Су 27в Китай. Зато нынешние контракты на поставку российских самолетов Су-30МКК и Су 30МКИ в Китай и Индию обслуживают всего несколько предприятий. Похожая ситуация в производстве новых ЗРС: украинские комплектующие для них могут поставлять полтора-два десятка заводов. Но в последнее время участие в такой кооперации принимают лишь львовская «Лорта» и Новокраматорский машиностроительный завод.
Впрочем, эксперты считают, что задачу можно решить и иным способом — развернуть глубокую модернизацию и добиться продления сроков службы имеющихся систем. Для этого необходимо наделить новыми полномочиями институт генеральных конструкторов, созданный несколько лет тому назад. В том числе полномочиями по модернизации и продлению сроков службы систем ПВО «иностранного производства». Так поступают в других странах, например, в Израиле. В этом контексте необходимо коренным образом переработать все государственные стандарты, определяющие порядок организации и проведения работ по всему жизненному циклу вооружения и военной техники. Кроме того, нужно способствовать новым технологиям, внедрение которых, часто по политическим мотивам и из-за нежелания потерять рычаги влияния, тормозит разработчик.
«Используя новые технологические возможности, мы уже разработали и создали такие современные системы диагностики ЗРС С 300, которых не имеет и сам разработчик»,— говорит директор «Спецтехсервиса» Борис Фролов. Естественно, дома можно больше сэкономить. К примеру, за проведение капитального ремонта зенитно-ракетной системы украинские производители берут около 50 % стоимости нового комплекса (в денежном выражении при условии обновления ракетного арсенала это составит от $40 до $50 млн. А вот в Москве от такого решения будут не в восторге. Ведь Украина сможет заметно расширить спектр самостоятельно решаемых задач обороноспособности и, среди прочего, восстановить надежность своего противовоздушного щита, который в нынешнем виде вряд ли можно считать оружием сдерживания. Может, и позиция соседа после этого начнет меняться.