Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Проверяя, уважай закон

Налоговики хотят выскользнуть из-под его действия
5 декабря, 2007 - 19:15

Делить полномочия всегда непросто. В который раз подтвердила эту старую истину дискуссия вокруг проекта закона «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности». В случае его введения в действие, уже с 26 декабря государственные контролирующие органы получат единые правила. Но нравится это далеко не всем. Особый протест против запланированной «уравниловки» высказывает Государственная налоговая администрация.

Свое несогласие ее представители мотивируют наличием в ДНАУ, как центрального органа исполнительной власти, специального статуса, а также указывают на ряд других законов и указов Президента Украины. Руководствуясь этими документами, утверждают налоговики, они в отдельных случаях обеспечивают реализацию исключительных задач и функций, которые не свойственны ни одному органу госнадзора. Кроме того, буква упомянутого закона, по словам руководителей ДНАУ, не учитывает и особенностей проведения налогового контроля в таких вопросах, как учет налогоплательщиков, камеральные и невыездные документальные проверки.

Подобные аргументы народный депутат Верховной Рады Ксения Ляпина называет попыткой выкрутиться из-под действия закона и считает это незаконным. В свою очередь, заместитель главы ГНАУ Сергей Лекарь озвученные упреки отрицает. По его мнению, налоговая не против выполнения действующих законов, но в представленном «контрольном проекте» содержится масса пробелов. В частности, содержащееся в 100 страницах Налогового кодекса администрирование налогов «сегодня втиснули в 13 страниц общего законодательства». Кроме того, реализация законопроекта о госнадзоре требует от налоговиков еще одной жертвы в виде разработки трехкатегориальной «системы рисков» (высокий, средний, низкий). «Кто сегодня может определить в экономическом поле риски, связанные с налоговой жизнедеятельностью? — спрашивает Лекарь и сам же отвечает: — В стране нет таких специалистов». В то же время, он не возражает — «рисковая» практика существует в мире. Но там налоговики могут сверять отчетные данные субъектов предпринимательской деятельности с информацией из третьих источников. В Украине же предпосылок для этого пока нет.

Не согласны налоговики и с основаниями и сроками проведения проверок, наоборот, твердя о необходимости расширения своих полномочий. Однако эксперты не поддерживают таких намерений, указывая на наличие в стране своеобразного проверочного бума. Тем более, что более 50% проведенных в прошлом году проверок приходится именно на фискальный сектор. Мало это или много? Ответить на вопрос попытался дать заместитель главы Госкомпредприятия Геннадий Билоус: «Последние исследования за прошлый год показывают: сегодня количество проверок для предприятий, которые едва дышат, то есть те, которые работают и выплачивают налоги, за год достигает около 50. Нормой стало 20 проверок в год. Если в среднем сравнить, то для микропредприятия на такие проверки приходится восемь дней». Масштабность явления подчеркивает то, что мелкий экономический сектор образовывают почти полтора миллиона физических лиц.

Не поддерживает налоговое сопротивление и министр экономики Украины Анатолий Кинах: «Я считаю недопустимым, когда структуры власти, независимо от названия, нарушают основные требования диалога, который определен украинским законодательством как норма отношений между властью и бизнесом».

Запустить «контрольный» (относительно самих контролеров) механизм требует и Всемирный банк. Мол, если Украина хочет получить от него заем на «политику развития», то это — одно из условий... «Всемирный банк понимает ситуацию с тем, что еще не работает Верховная Рада. У нас существует договоренность — это не создаст проблем во время принятия решений по займу. Но в то же время, он четко фиксирует свою обеспокоенность, что такие решения следует принимать как можно быстрее», — сказал Кинах, комментируя ситуацию для «Дня». Поставить законодательную точку в болезненном вопросе может Конституционный Суд. Но только после введения закона в действие, разъясняет Минюст. Остается надеяться, что главная цель разработчиков данного закона — закрутить гайки чиновническому своеволию — все же осуществится.

Наталья БИЛОУСОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ