Новый размер прожиточного минимума на 2004 год (386,73 грн. для трудоспособных) был установлен соответствующим законом в мае этого года. Но, как известно, этот минимум никто гражданам Украины в кассе не выдает, поскольку он в основном служит для расчетов государственной помощи малоимущим слоям населения. Впрочем, им активно пользуется налоговое ведомство. Исходя из размера этого минимума, им устанавливается размер так называемой налоговой социальной льготы при налогообложении физических лиц. В конце сентября появилось письмо ГНАУ, в котором рассматривается вопрос правомерности распространения нового прожиточного минимума на правоотношения, возникающие во время применения закона «О налоге с доходов физических лиц» (принят в мае прошлого года). Налоговиков беспокоит, в частности, вопрос применения налоговой социальной льготы. Поэтому документ определяет, что на протяжении 2004 года необходимо использовать размер прожиточного минимума для трудоспособного лица в сумме 365 гривен, т.е. в той же сумме, которая использовалась с начала 2004 года.
ГНАУ считает, что нет законодательных оснований для изменения в середине бюджетного (налогового) года размера прожиточного минимума, поскольку именно этот размер макроэкономического показателя (365 грн. для трудоспособных лиц) был положен в основу формирования госбюджета и местных бюджетов на 2004 год, в том числе для определения объекта налогообложения (налогового кредита, налоговой социальной льготы, налогового обязательства) с доходов физических лиц, и фактически использовался с 1 января 2004 года налоговыми агентами и налогоплательщиками. Поэтому, по мнению налоговой службы, новый размер прожиточного минимума должен применяться как стандарт для определения объекта налогообложения (налогового кредита, налоговой социальной льготы, налогового обязательства) лишь в 2005 налоговом году.
Не подставляет ли этим особым мнением налоговая служба ножку своему правительству? И имеет ли она право, пусть и из благих бюджетных намерений, по своему усмотрению корректировать букву, а если говорить конкретно — дату введения закона в действие?
Отвечая на эти вопросы, президент Союза налоговых консультантов Украины Леонид Рубаненко сказал «Дню»: «Конечно, таких прав у налоговой администрации нет. Как нет в этом письме и никакой экономики — чистый административный подход. Они увидели, что закон о новом прожиточном минимуме их ущемляет, и приняли это решение. С точки зрения доходов бюджета, оно умное. Но таких вопросов сегодня много. К примеру, это выплаты из фонда социального страхования незастрахованным лицам. Я как работодатель плачу за застрахованных, а эти деньги идут также и незастрахованным, за которых должен платить бюджет. После окончания избирательной кампании все эти вопросы мы будем ставить, а сейчас просто не хотим подливать масла в огонь».