В ноябре в Киеве будет проводиться Х Международная выставка кондитерской промышленности «Сладости-2004». Это повод, чтобы вспомнить о том, что житель СССР съедал в год в среднем 19 килограммов шоколада. Не станем обсуждать, казалась ли ему от этого жизнь слаще или нет, но предположим, что аппетиты сластен и сегодня не изменились (точных сведений не содержит даже всезнающая интернет-статистика: в частности, она сообщает, что украинец теперь ежегодно съедает всего четыре килограмма шоколада, что меньше, чем в Европе, но существенно выше, чем в России, и тут же можно найти сведения, что россияне потребляют 11 кг шоколада в год). Неоспоримо одно: обновился ассортимент и условия рынка. Воспользовавшись этим, кондитеры решили воспитать из среднестатистических сладкоежек — потребителей элитной продукции. Инструментом избраны качество и цена. Правда, и на то, и на другое влияют не столько намерения производителей, сколько цены на какао-бобы на мировом рынке.
Впрочем, украинский рынок ныне весьма устойчив. Единственное, что ему угрожает, это то, что сластен, похоже, рано или поздно лишат конфет на развес. Как рассказал генеральный директор компании «Крафт Фудз Украина» Юрий Логуш, за последние два года рынок кондитерских изделий сократился на 25% в результате того, что именно на столько выросла в среднем цена продукции. Производство же конфет на развес стало просто не выгодным как следствие кризиса 1998-1999 годов (тогда упала долларовая цена за единицу продаваемой продукции, а цена сырья осталась примерно на том же уровне). «Процент конфет на развес на рынке шоколада постоянно уменьшается с начала нового столетия. Другие сегменты рынка более стабильны, — отметил гендиректор «Крафт Фудз Украина», — как и сегодняшние цены на шоколад, хотя не исключено незначительное, почти неощутимое для потребителя увеличение стоимости». «В целом по отрасли рост цен не превысит 5% на протяжении следующих 12-ти месяцев. Недавно цены подняли наши коллеги, не имеющие полного цикла производства и вынужденные покупать масло- какао, а мы их еще не поднимали. Ведь каждый смотрит на свои внутренние финансовые возможности, решая, когда поднять цену и на сколько. В любом случае не стоит ожидать резкого скачка цен на шоколад, хотя цена на какао-бобы и растет медленно, но верно. А цена на масло-какао растет более резко», — добавил он. Не повлияет, по словам эксперта, на стоимость шоколада и возможный рост цен на сахар, потому что кондитерские компании стараются вовремя его закупить, а тем более — выборы президента.
Как рассказала «Дню» руководитель отдела маркетинга кондитерской корпорации «Рошен» Татьяна Роднина (Киев), общая тенденция развития рынка шоколада непредсказуема, и единственное, что на нем четко прослеживается — это уход от плитки в сторону шоколадных конфет в коробках и наращивание выпуска продукции премиум-класса. Кроме того, по прогнозам Т.Родниной, сладкоежкам стоит ожидать не роста цен, которые, по ее мнению, поползут вверх лишь к Новому году, а появления новых брендов в премиум-классе. Во-первых, за счет выпуска совершенно новых, более дорогих (из-за используемого сырья и технологий) кондитерских изделий. Во-вторых, новые бренды появятся за счет изменения упаковки существующей продукции. «Я думаю, что от большинства игроков украинского рынка шоколада стоит ожидать именно перевода изделий в элитсегмент за счет упаковки и этикетки», — отметила эксперт.
Получается, шоколад — некая нерушимая константа. И действительно, рецепт приготовления шоколада перестал быть государственной тайной Испании еще в XVI веке, а сам шоколад сегодня скорее всего является настроением мира, поэтому мода на него вряд ли когда-нибудь пройдет.