Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Путь в тупик?

В то время как наши западные партнеры переориентируют свою политику хозяйствования на «зеленую» экономику, украинская власть продолжает курс на наращивание деятельности добывающих отраслей
16 июня, 2020 - 10:35
НЕРАВНЫЙ БОЙ / ФОТО СТАНИСЛАВА КОЗЛЮКА

«Тема Европейского зеленого соглашения будет приоритетом нашего правительства, так же, как она является приоритетом Европейской комиссии. Мы с вами начинаем дело исторической важности и должны относиться к нему очень ответственно и серьезно», — сказал тогда еще вице-премьер-министр, ныне — министр иностранных дел Дмитрий Кулеба в феврале 2020 года. Однако нынешнее правительство, похоже, такого мнения не придерживается. Об этом свидетельствует обнародованная недавно и отправленная ??на доработку правительственная программа стимулирования экономики для преодоления последствий эпидемии COVID-19. Ориентации на «зеленую» экономику в программе выявлено не было, зато она продолжает курс на наращивание деятельности добывающих отраслей. При этом ЕС на реализацию Зеленого курса выделил еще больше — более триллиона евро на 2020—2027 годы.

Почему это плохо для климатической политики и экономики?

ВЫБРОСЫ: «НЕ СТАВИТЬ СЛИШКОМ АМБИЦИОЗНЫХ ПЛАНОВ ПО СОКРАЩЕНИЮ»

В правительственной программе в части, касающейся развития промышленности, авторы отмечают «недопустимость установления завышенных национальных целей по выбросам СО2». Учитывая это, предполагается, что такая тенденция существует?

Согласно Парижскому соглашению, страны самостоятельно определяют свои цели по ограничению выбросов парниковых газов по сравнению с 1990 годом. Украина определила цель не превысить такие выбросы в 2030 году 60% от 1990 года.

Однако, учитывая применение новых технологий, модернизации производства и, прежде всего, остановку производства крупных промышленных заводов-загрязнителей, эта цель не просто не амбициозная — а шаг назад.

В 2020 году Украина должна была объявить свою новую цель (НВВ2) по объему выбросов до 2030 года. Учитывая правительственную программу, можно предположить, что цифра будет пересмотрена скорее в сторону уменьшения или оставлена неизменной. По одному из сценариев, климатической нейтральности и нулевого уровня выбросов Украина планирует достичь в 2070 году.

К слову, в январе 2020 года Министерство энергетики и защиты окружающей среды во главе с тогдашним министром Алексеем Оржелем представило Концепцию Зеленого энергетического перехода Украины (Ukraine Green Deal). Тогда была установлена аналогичная цель — климатическая нейтральность экономики к 2070 году (в ЕС к 2050 году с реальными мерами и подтвержденным бюджетом). И хотя конкретных цифр сокращения объемов выбросов парниковых газов в Концепции указано не было, однако прослеживался четкий курс на декарбонизацию экономики. Похоже, нынешнее правительство не имеет намерений воплощать даже эту неидеальную, так и не принятую Концепцию в жизнь.

ЭНЕРГЕТИКА: ЕЩЕ БОЛЬШЕ ДЕНЕГ И ПРЕИМУЩЕСТВ ИСКОПАЕМОМУ ТОПЛИВУ

В части энергетики внимание привлекают пункты о «пересмотре тарифов для возобновляемых источников энергии, совершенствование механизмов балансировки рынка электроэнергии путем введения ответственности за небалансы и компенсаций за ограничение выработки для ВИЭ» наряду с позициями об «установлении стимулирующей рентной ставки для добытчиков ископаемого топлива, стимулирование добычи нефти».

Это свидетельствует только об одном: государство и в дальнейшем планирует поддерживать добывающую отрасль, стимулировать добычу нефти, дотировать шахты и добывающие предприятия вместо того, чтобы направить эти средства на инновации и построение циркулярной «зеленой» экономики. Украинская экономика является очень «углеводоемкой», то есть дает огромное количество выбросов из-за изношенных мощностей и значительную долю ископаемого топлива в энергобалансе. Именно энергетическая отрасль, по данным ООН, в 2019 году давала 68% всех выбросов парниковых газов в Украине. И дальше будет давать, если национальные цели сокращения выбросов останутся столь мало амбициозными.

Изменить это можно, переориентируясь на возобновляемую энергетику и модернизируя мощности. Однако не только предлагаемая правительственная программа свидетельствует о другом курсе, но и риторика Ольги Буславец, действующему и.о. министра энергетики и защиты окружающей среды. Ее назначение запустило ряд депрессивных правительственных заявлений о том, что возобновляемая энергетика — это проблема для украинской экономики и энергетики, она развивается очень быстро и ее нужно остановить любой ценой.

По данным НКРЕКП, доля «зеленых» электростанций в производстве электроэнергии в Украине сейчас составляет около 8%, а на расчеты с этими электростанциями тратят 26% всех средств. При этом доля ВИЭ в Европе около 35%. В вышеупомянутой Концепции энергетического зеленого перехода к 2050 году доля ВИЭ в производстве электроэнергии в Украине должна достичь 70%, что, согласно исследованию Фонда имени Генриха Белля «Переход Украины на возобновляемую энергетику до 2050 года», вполне экономически обоснованно и возможно.

Сейчас тенденции следующие. Министерство подготовило проект рамочного меморандума с производителями электроэнергии из возобновляемых источников касательно добровольного пересмотра имеющейся модели «зеленого» тарифа. Тариф планируют пересмотреть и уменьшить, запуск новых объектов ВИЭ приостановить, на объекты генерации возобновляемой энергетики возложить ответственность за небалансы и безвозмездно ограничить производство. Фактически это все свидетельствует о сворачивании ВИЭ, при параллельном стимулировании энергетики на основе ископаемого топлива. Детальное обоснование нецелесообразности такого подхода недавно обнародовала Коалиция «Энергетический Переход».

Кооперация в сфере водородной энергетики стала бы перспективным направлением для развития ВИЭ в Украине, поскольку является объектом интереса ЕС и имеет высокий потенциал в Украине (особенно учитывая необходимость замещения транзита природного газа и обеспечения загруженности украинской газотранспортной системы). Дипломатические шаги в этом направлении сделаны — Дмитрий Кулеба заверил в дипломатической беседе Франса Тиммерманса, исполнительного вице-президента Европейской Комиссии, ответственного за развитие Европейского «зеленого» курса, что Украина «идет зеленым путем» и будет развивать водородную энергетику.

Интересно, что профильные министерства придерживаются такой же позиции, учитывая утвержденную правительственную программу и действия Минэкоэнерго.

В КРИЗИСЕ — ВОЗМОЖНОСТИ. НО КАКИЕ И ДЛЯ КОГО?

На самом деле экологические и климатические движения постоянно подчеркивают, что кризис экономики, вызванный пандемией, — это возможность экономику перезагрузить, изменить векторы развития и приоритеты. Не надо продолжать дотационный, ископаемый и олигархический business as usual, когда есть возможность катализировать качественные изменения и постепенно перейти на «зеленую» экономику, как, собственно, и делает Европа. План выхода из пандемии в ЕС — четко «зеленый».

«Дополняя национальные усилия, бюджет ЕС имеет уникальный потенциал для обеспечения справедливого социально-экономического восстановления и оживления единого рынка, обеспечения равных условий и поддержки неотложных инвестиций, в частности в зеленый и диджитал (цифровой) переходы, которые являются залогом будущего процветания и устойчивости Европы. Восстановление экономики не означает возврата к статус-кво до кризиса, а скачок вперед», — говорится в документе.

А Украина пока только декларирует заинтересованность в общем направлении движения с ЕС, однако на деле остается на позициях поддержки ископаемого топлива и непрозрачных методов поддержки экономики. В той же правительственной программе в пункте о создании новых рабочих мест нет планов на создание каких-то рабочих мест в сфере ВИЭ, устойчивого развития, климатоохранной сферы, например, профессиональных органов по сокращению выбросов и адаптации к изменению климата в органах МС и местных государственных администрациях. Те рабочие места, которые предусмотрены, не демонстрируют направленность программы экономического восстановления на развитие инноваций, противодействие изменению климата и развитие зеленых технологий. Украинца и украинкам предлагается оцифровывать документы, предоставлять почтовые и социальные услуги. Где же декларируемые инновации?

А именно в это время было бы уместно, к примеру, прекратить дотировать нефтяную отрасль и шахты. Следствием стало бы закрытие углеродоемких предприятий (шахт, ТЭС и сопутствующих), что является необходимым шагом в рамках справедливого энергетического перехода и обязательств, которые уже взяла на себя Украина в Энергетическом Сообществе. Однако параллельное создание рабочих мест в сфере ВИЭ, переквалификация работников этих предприятий и в целом применение модели справедливой трансформации угольных регионов помогли бы смягчить последствия. Собственно, ЕС предлагает свою помощь в трансформации угольных регионов.

В апреле мы обратились с письмом-предложением, поддержанным около 500 профессиональными организациями мира и Украины в КМУ и Минэкономики по применению пяти справедливых принципов справедливого восстановления после пандемии и связанного с ней экономического и климатического кризиса. Ответ получили, что предложения будут приняты во внимание при выработке плана действий по выходу экономики из пандемии. Правительственную программу мы видим. О справедливом зеленом восстановлении в ней речь не идет.

Дело же не только в экологических целях и противодействии изменениям климата. Даже абсолютно прагматичный экономический взгляд на ситуацию доказывает, что Украине необходимо на деле приобщаться к Европейскому зеленому курсу. В ЕС обновили цели и видение ЕЗК и сейчас долгосрочный бюджет ЕС на восстановление и цели Европейского Зеленого курса на 2021—2027 годы вырос до 1,85 триллиона евро.

27 мая 2020 Европейская комиссия представила стратегию выхода из экономического кризиса после пандемии и продолжение реализации Европейского Зеленого курса, что предусматривает долгосрочный бюджет ЕС 2020—2027 в размере 1100 млрд. Евро; 750 млрд. Евро за счет средств, привлеченных на финансовых рынках в 2021—2024 годах. Также гарантированы инвестиции 20 млрд евро в постоянную инфраструктуру, по 10 млрд евро в науку, инновации и цифровизацию и поддержку малого и среднего бизнеса. Предусмотрено увеличение Фонда справедливого перехода к климатически нейтральной экономике до 40 млрд евро, существенное увеличение количества «зеленых» «рабочих мест и бюджета для поддержки сельских территорий, 3,9 млрд евро запланировано на усовершенствованную после пандемии систему здравоохранения EU4 Health.

ЕС в течение 2020—2021 гг. намерен разработать полностью законодательную базу и ввести в действие финансовые инструменты и программы для воплощения «зеленого» курса. Это сложный, но прозрачный процесс — отслеживать выполнение Европейского Зеленого курса можно здесь. Если Украина будет стоять в стороне — проиграет и потеряет все геополитические и экономические шансы, станет неконкурентоспособной в формирующих нашу экономику отраслях и потеряет возможности воспользоваться финансовыми инструментами помощи, которые предлагает ЕС.

В частности, украинская экономика генерирует очень много выбросов парниковых газов. И очень много опций и направлений, как их сократить. Европейцы готовы поддержать климатоохранный вектор развития украинской экономики финансово и организационно. В энергетике, например, можно приобщиться к программам, направленным на развитие инфраструктуры, в частности строительство и совершенствование интерконнекторов, а также решение структурных проблем, в частности развитие балансирующих и аккумулирующих мощностей, которые позволят энергосистеме работать стабильно при растущей доле ВИЭ.

Однако для этого Украине нужно демонстрировать ориентацию на «зеленую» экономику — закрытие угольных шахт, вывод устаревшего парка угольных станций из эксплуатации и трансформацию угольных регионов. Аналитики считают, что намерение ввести механизм углеродной корректировки импорта, который сейчас разрабатывается Европейской Комиссией с целью недопущения превращения соседних стран в «углеродные оффшоры», может значительно усложнить экспорт электроэнергии из Украины в ЕС, поскольку Украина имеет значительную долю ТЭС в общей структуре производства электроэнергии. Также европейские финансовые институты, такие как Европейский инвестиционный банк, отказываются от кредитования развития угольных проектов, что является мощным сигналом для добывающих компаний уменьшать, сокращать и приостанавливать добычу ископаемого топлива, скоро это станет экономически невыгодно.

Фактически Украина сейчас имеет два пути. Первый — выбрать и провозгласить Европейский Зеленый курс новым приоритетом для развития и сотрудничества с ЕС, модернизируя производства, акцентируя внимание на чистой энергии, диджитализации и получая доступ к финподдержке и общему рынку. Второй — вернуть допандемический статус-кво, дотировать добывающую отрасль, забирая эти средства из гуманитарных сфер и оставаться в стороне от глобальных преобразований, рискуя потерять доступ к европейскому энергорынку. Судя по принятой правительственной программе, мы выбираем второй путь. И он точно неправильный.

Светлана РОМАНКО, управляющий директор международной климатической организации 350.org в регионе ВЕКЦА Восточная Европа, Центральная Азия и Кавказ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ