Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Работать не для рекламы, а для стратегической перспективы

13 ноября, 2006 - 20:17

Выборы в Верховную Раду начали отсчет нового времени в украинской политике. 2006 год войдет в политическую историю Украины как период утверждения второй республики, в основе которой — новый конституционный строй. Парламентско-президентская модель власти окончательно утвердила реальное народовластие и поставила точку на авторитарном наследии. Мы учимся демократии каждый день и каждую минуту. Это непростые уроки, но мы должны пройти эту школу. Формирование в парламенте антикризисной коалиции стало решающим шагом на пути от политики «закрытых дверей» к политике открытого общественного и политического диалога. Партия регионов, социалисты и коммунисты на практике применили европейские принципы формирования власти. И это имеет намного больший смысл для интеграции Украины в Европу, нежели все лозунги наших нынешних критиков.

Впервые создано коалиционное правительство, действующее на основах партнерства и понимания. Вместе мы приобрели новый опыт разработки и последовательного выполнения антикризисной программы действий, за которую несут солидарную ответственность правительство и парламент.

Подписание Универсала национального единства было попыткой установления долговременного политического мира. Этот шаг на деле показал, что украинские политики способны пожертвовать собственными амбициями ради согласия в обществе. Такой компромисс, я убежден, должен стать фундаментом для образования широкой коалиции политических сил, но этого пока не произошло. И не мы с вами в этом виноваты. Помешали амбиции и политический экстремизм некоторых из наших коллег по парламенту. Но я лично уверен, что не все возможности для объединения использованы. Всегда нужно искать и находить понимание.

Хочу подчеркнуть: работа над идеей создания широкой коалиции продолжается. И участниками этого диалога, на мой взгляд, должны стать все конструктивно настроенные политические силы. Но в то же время отмечу: мы не можем зависеть от политических прихотей и интриг. Нельзя позволить никому из наших оппонентов сделать страну заложником в борьбе за власть.

Но для доброй воли и искренних намерений двери коалиции всегда открыты. Уверен: наша коалиция пройдет свой путь от антикризисной до коалиции национального развития. Формирование широкой парламентской коалиции и восстановление атмосферы доверия и сотрудничества между коалицией и Президентом могут стать важными факторами политической стабильности. Украине нужны пять лет стабильности. И мы взяли на себя ответственность за это пятилетие. Мы вместе должны сделать все необходимое, чтобы эти годы стали переломными в новейшей истории Украины. Сначала будет пять, а потом еще многократно по пять стабильных и успешных лет украинской государственности. Чтобы стратегия прорыва, которую мы определили доминантой нашей деятельности, сделала нашу страну современной и развитой, а людей — состоятельными и по-настоящему свободными.

Коалиция и коалиционное правительство, которое я возглавляю, прошли плечом к плечу дистанцию первых ста дней. Политическая традиция демократического мира доказывает, что за это время власть должна сделать анализ ситуации и предложить обществу план действий на перспективу. Мы также следуем этой традиции и сегодня готовы доложить обществу о первых результатах работы.

С первых дней коалиционное правительство столкнулось с системными проблемами в вопросах социально-экономического развития страны. Проведенный нами анализ экономической ситуации убедительно доказал, что власть за предыдущие полтора года своей работы не обеспечила положительных результатов. Наоборот. Идеология социального популизма очень истощила экономику и привела к возникновению комплекса острых проблем.

Во-первых. Наращивание социальных расходов государственного бюджета не было обеспечено соответствующими поступлениями. Баланс между декларированными социальными обещаниями и реальными социальными программами был потерян. Самые крупные государственные монополии «Нафтогаз» и «Укрзализныця» доведены до грани банкротства. Поступления от приватизации просто проедались. Я спрашиваю, куда девались 25 миллиардов от приватизации «Криворожстали» — и не нахожу ответа.

Во-вторых. Усиление налогового давления на экономику привело к сокращению ресурсного потенциала украинских предприятий. Замедлились темпы роста промышленного производства. Снизилась инвестиционная активность. Стимулы к инновационной деятельности практически отсутствовали, а предприятия лишены оборотных средств.

В-третьих. Непродуманные решения относительно СЭЗ и ТПР, политика реприватизации ощутимо ухудшили инвестиционный климат и дестабилизировали отношения собственности. Доверие инвесторов к Украине было подорвано. К этому же можно отнести и непрогнозированные изменения курса гривни.

Следующее. Несбалансированность экспортно-импортной политики. Изменениями в Таможенном кодексе наши предшественники фактически открыли украинский рынок для импорта, что болезненно ударило по национальному товаропроизводителю. Украинские предприятия стали терять позиции на внутреннем рынке.

Наши предшественники рвали на себе патриотические рубахи с лозунгом: «Свій до свого по своє». А на деле — своих притесняли, а чужие товары пускали на рынок. Общий результат — резкий спад темпов экономического роста, углубление структурных диспропорций в национальной экономике и, как следствие, — кризис бюджета.

Стратегической ошибкой также считаю недостаточное внимание к экономическому сотрудничеству с нашими внешнеэкономическими партнерами. В первую очередь — с Россией. Как следствие, вместо увеличения товарооборота между Украиной и Россией — торговая война и неопределенность с поставками энергоносителей. Мы стоим также перед угрозой потери важных рынков для продукции наших товаропроизводителей. Накануне отопительного сезона снова появилась реальная угроза энергетического кризиса. Запасы газа и угля были недостаточными.

При таких условиях правительство определило комплекс первоочередных задач, от решения которых зависела ситуация в экономике, отношения между властью и обществом. По большому счету — политическая и социальная стабильность. Без преувеличения, страну необходимо было спасать от хаоса и кризиса. Следовало настойчиво работать, заложить фундамент для восстановления высоких темпов экономического роста. Демократия нуждается в порядке — как в политике, так и в экономике.

Что же удалось сделать? За первые сто дней коалиция восстановила управляемость и взяла под контроль экономические процессы. Важным сигналом для экономики стало наведение порядка в государственных финансах. Правительство разработало и внедрило мероприятия по существенному сокращению необоснованных административных расходов и непродуктивному распылению средств. В то же время было улучшено администрирование налогов и сборов.

Таким образом, практически преодолена угроза кризиса государственного бюджета 2006 года. Но точку в этом вопросе мы сможем поставить лишь утвердив необходимые изменения к госбюджету 2006 года.

Особое внимание правительство уделило вопросом энергетической безопасности. Путем интенсивных переговоров с российскими коллегами нам удалось обеспечить неизменность условий и объемов поставок природного газа в Украину на второе полугодие 2006 года. Напомню, что наши предшественники имели контракты с соответствующими ценами и объемами только на первое полугодие 2006 года и непрогнозированную ситуацию на второе. Сегодня же мы имеем гарантированные ежегодные поставки 55 млрд. кубометров природного газа до 2010 года по самой низкой в Европе цене. Это позволит спасти от банкротства наши предприятия, обеспечить стабильность на рынке, в тепле пережить зиму. Благодаря этому мы имеем шанс для немедленного внедрения энергосберегающих технологий, внедрения системного сбережения тепла и топлива, как это делает весь цивилизованный мир.

И самое главное — мы возобновили дружеские и партнерские отношения с нашими российскими коллегами — отношения, базирующиеся на понимании и взаимоуважении.

Мы также возобновили диалог между отечественным бизнесом и властью, что уже приносит первые результаты. В августе подписан меморандум о партнерстве между Кабинетом Министров и предприятиями, работающими на рынке нефти и нефтепродуктов. Коалиционному правительству удалось — подчеркиваю — рыночными методами снизить цены на бензин. Мы также получили возможность успешно посеять озимые и спокойно, без истерик готовиться к весенне-полевым работам.

Решение проблем в топливно-энергетическом комплексе дало возможность предотвратить кризис жилищно- коммунального хозяйства. Это отдельная, большая и болезненная тема. Мы будем решать ее уже в ближайшее время. Несмотря на сжатые сроки и накопленные предшественниками проблемы, мы вовремя завершили подготовку к отопительному сезону.

Значительное внимание правительство уделяло упрочению продовольственной безопасности страны. Позиция правительства в вопросе экспорта украинского зерна была воспринята неоднозначно. Но мы были вынуждены думать в первую очередь не о коммерческой выгоде, а о наших гражданах, об их интересах, о том, чтобы удержать стабильную ситуацию на продовольственном рынке. И здесь мы также действовали исключительно рыночными методами. Правительство и в дальнейшем будет прогнозировать и предупреждать все возможные негативные последствия, связанные с изменениями мировой конъюнктуры.

Считаю важнейшей задачей правительства последовательно проводить сбалансированную внешнюю политику, которая вытекает из потребностей социально-экономического развития страны. С удовлетворением отмечу: это встречает полное понимание и поддержку у наших зарубежных коллег.

В прагматическую плоскость переведены переговоры с нашими европейскими партнерами. Формула понятна: «Европрагматизм — вместо евроромантизма». Мы отказались от споров «об идеальном» и предложили представителям Европейского Союза вместе сконцентрироваться на решении общих экономических задач. В частности, завершить процесс вступления в ВТО, провести переговоры о создании зоны свободной торговли, наладить сотрудничество в энергетическом секторе, транспортной сфере, способствовать углублению торговой и промышленной кооперации.

Как отмечалось, мы высоко оцениваем результаты диалога с российскими партнерами. После своеобразной длительной паузы в развитии отношений нам удалось снова сесть за стол переговоров. Сегодня мы ведем интенсивные консультации об упрощении доступа украинских товаров на российский рынок. Уже удалось договориться об отмене со стороны России ограничений на поставку продовольственных товаров. Достигнуты договоренности о восстановлении экспорта украинской электроэнергии в Российскую Федерацию, что позволит загрузить дополнительные мощности наших энергогенерирующих предприятий. Сейчас украинское и российское правительства ведут переговоры об углублении промышленной кооперации, в частности, в самолетостроении и других отраслях.

Мы прояснили отношения с НАТО, перевели их в плоскость продолжения углубленного диалога, не форсируя при этом вопрос о немедленном вступлении в Альянс. Это дает возможность сторонникам вступления Украины в НАТО спокойно проанализировать, почему и куда именно они стремятся вступить, а противникам евроатлантической интеграции — против чего они собственно протестуют, против реальных или воображаемых угроз. Это — требование общества. И наши партнеры из Североатлантического союза поддержали такой взвешенный подход. Считаю, что мы должны и далее сотрудничать с НАТО, конкретными делами доказывать свою роль как важного фактора европейской безопасности, активного участника миротворческих операций мирового содружества.

В первые два-три месяца нашей коалиции важно было не только сконцентрироваться на решении текущих проблем. Опыт работы в режиме антикризисных действий убедительно доказывал уязвимость украинской экономики, ее неготовность противостоять вызовам современности в средне- и долгосрочной перспективе. Возникла необходимость наработки стратегических основ новой экономической политики, перехода от политики стабилизации к политике роста.

Поэтому совместно с представителями парламентской коалиции правительство начало работу над пакетом стратегических документов. Разработана стратегия экономического и социального развития Украины на 2007—2011 гг., которая в ближайшее время будет вынесена на публичное обсуждение, состоятся научные и общественные слушания. Создана Государственная программа экономического и социального развития Украины на 2007 год. Она одобрена парламентом в первом чтении. Завершена работа над планами совместной законотворческой работы парламента и правительства. Совместно разрабатывается проект закона «Об основных принципах внутренней и внешней политики» и проект государственного бюджета Украины на 2007 год. Как известно, он прошел первое чтение. Считаю, что этот пакет документов концептуального и стратегического характера позволит сделать наши действия системными, предсказуемыми и, главное, эффективными.

Для коалиции очень важна бюджетная политика на 2007 год. В сжатые сроки правительство разработало проект бюджета, который полностью соответствует задаче стимулирования экономического развития Я убежден, что государственный бюджет 2007 года по сравнению с двумя предыдущими станет наиболее социально ответственным. Его принятие усилит инвестиционную и инновационную составляющие государственной политики, создаст условия для реконструкции и восстановления страны.

Антикризисные и стабилизационные мероприятия правительства уже дали первые результаты. Пора переходить от латания дыр, оставленных нашими предшественниками, к политике экономического прорыва и опережающего развития. Одним из важнейших приоритетов работы правительства становится реализация стратегии экономического и социального развития Украины до 2011 года. По существу, стратегическая цель правительства и антикризисной коалиции — это системная модернизация как экономики, так и страны в целом. Только такая стратегия способна поддержать высокие темпы экономического роста и социальную направленность развития страны.

В то же время я убежден, что любые рыночные преобразования должны корреспондироваться с развитием демократии и гражданского общества. Демократическое государство, гражданское общество и социально сориентированная эффективная экономика — вот, на мой взгляд, приоритеты развития государства на ближайшие пять лет.

В условиях глобальной экономики значительно усилились риски для экономической, энергетической и продовольственной безопасности государства. Во многих странах мира государство возвращает себе роль активного участника рынка. Оно не только влияет на отдельные ценовые параметры, а и программирует экономическую ситуацию в общем. Экономические вызовы, стоящие сегодня перед Украиной, требуют эффективной политики в сфере управления государственным сектором. Требованием времени является также усиление роли государственных компаний и государственных инвестиций в развитии инфраструктуры.

Десять лет рыночных преобразований так и не привели страну к формированию развитой и эффективной финансовой системы. Возможности украинских банков все еще далеки от потребностей реальной экономики. Для поддержания высоких темпов экономического роста и осуществления экономического прорыва корпоративный сектор нуждается в более эффективном и более мощном финансово-инвестиционном обеспечении. Правительство готовит мероприятия, которые дадут новый толчок развитию фондового рынка, формированию рынка новых финансовых инструментов.

Мы также должны признать, что в нашей стране стоимость крупных предприятий является существенно недооцененной. Исповедуя основы неприкосновенности частной собственности, коалиционное правительство будет создавать условия для капитализации бизнеса и дооценки имущества разных форм собственности. Такая работа должна осуществляться как на общенациональном, так и на региональном уровнях. Добавлю: нам никогда не удастся преодолеть комплекс «периферийного капитализма», если не будут сделаны шаги по усовершенствованию и законодательному обеспечению отношений собственности.

Наша экономическая стратегия предполагает создание механизмов надежной защиты собственности всех форм, обеспечение гарантий ее неприкосновенности, утверждение эффективных и прозрачных механизмов корпоративных отношений, законодательного обеспечения прав миноритарных акционеров. Но все наши усилия в сфере рыночных преобразований могут остаться лишь хорошими намерениями, если мы не предложим действенной и последовательной программы борьбы с коррупци ей. Борьба с теневой экономикой, преступностью только на уровне административных методов не дает ожидаемых результатов, в некоторых случаях — наоборот, приводит к подрыву экономической активности. Именно поэтому приоритетом в этой сфере должно стать преодоление коррупции и теневой экономики экономическими методами. В этом направлении весомое слово должны сказать правоохранительные органы. Хочу отметить их пока невысокий уровень работы по этому болезненному вопросу.

Институционные изменения, которые коалиция планирует воплощать в жизнь, будут дополнены реализацией экономических приоритетов правительства, среди которых эффективная промышленная политика, экономическая консолидация и развитие мощных и конкурентных отечественных компаний.

На мой взгляд, экономическая консолидация предполагает активность государства в нескольких важных направлениях. Это — трансформация ныне действующей экспортной модели роста, ликвидация барьеров, стоящих на пути перетекания капитала из экспортных отраслей в отрасли, ориентированные на внутренний рынок, формирование эффективной модели реинвестирования прибылей от экспорта в высокотехнологические отрасли и инфраструктуру внутреннего рынка.

Еще одним приоритетом экономической политики коалиционного правительства будет реализация эффективной промышленной политики. Это будет предусматривать формирование национальной инновационной инфраструктуры и государственных программ промышленной модернизации, повышение конкурентоспособности страны, стимулирование инвестиций в новые технологии, поддержку кредитной политики, нацеленной на долгосрочное инвестиционное кредитование, опять же, при участии государства.

Уверен, что только через создание мощных и конкурентных национальных компаний, работающих на глобальных рынках, Украина способна приобщиться к масштабным транснациональным экономическим проектам.

Разработанная правительством стратегия социального и экономического развития органично включает государственную стратегию регионального развития. Ее главная цель — создать условия для динамичного, сбалансированного развития территорий, устранить основные региональные диспропорции. Политика регионального развития должна активизировать весь ресурсный потенциал областей и Республики Крым, как основу упрочения и прогнозированности социально-экономической сферы. Важное место в работе правительства занимает внедрение механизмов координации политики центральных органов исполнительной власти относительно конкретного региона. В то же время, только в нескольких регионах Украины мы имеем долгосрочные стратегии. Органы местного самоуправления почему-то забыли о праве принимать программы социально-экономического развития.

Именно вокруг такого рода документов и нужно вести дискуссии с центральными органами власти, выстраивать бюджетные отношения. Нужно расходовать силы на те дискуссии, которые приносят пользу народу и государству, а не на те, которые углубляют раскол и сеют раздор.

Хочу подчеркнуть, что мне понятна необходимость четкого разграничения функций и полномочий трех уровней государственного управления.

Бюджетный кодекс в некоторой степени выполняет эту функцию, определяя источники финансирования. Но он регулирует только финансовые вопросы, не касаясь проблем собственности, государственной власти и механизмов предоставления общественных услуг.

Фактически кодекс размежевал расходы по уровням бюджета, но не функции и полномочия органов власти на этих уровнях. Это нуждается в соответствующей коррекции. Области должны получить более широкие полномочия от центра. В то же время ряд функций должен перейти от центра и области к местным органам власти. Считаю, что эти вопросы должна решить новая редакция Закона «О стимулировании развития регионов».

Недостатки государственного управления очень ярко проявляются в неспособности воспользоваться значительным экономическим ростом, который происходит в стране начиная с 2003 года, для стойкого снижения уровня бедности и существенного улучшения социальной политики. На протяжении последних двух лет социальная политика по большей части находилась позади макроэкономической стабилизации и развития частного сектора.

Широкие привилегии номенклатуры и других привилегированных групп продолжают раздражать общество в то время, как все видят также выразительные симптомы социальных болезней нашего государства. У нас один из самых низких в мире уровень рождаемости. Такой же низкий уровень средней продолжительности жизни — 62 года для мужчин. Вместе с этим, наблюдаем массовую трудовую эмиграцию (каждый месяц около 3500 человек покидают Украину). Вследствие всех этих факторов население страны уменьшается катастрофически быстрыми темпами. Сегодня нас уже менее 47 миллионов.

Вполне понятно — социальная политика должна быть приоритетным направлением деятельности Правительства. В то же время хочу обратить внимание на некоторые парадоксальные вещи. В отличие от распространенных представлений, объем социальных расходов в Украине является достаточно большим в сравнении с ВВП и относительным уровнем нашего экономического развития. Согласно данным Всемирного банка, социальные расходы Украины в эти годы составляли в среднем 25% ВВП, что является довольно высоким показателем даже для высокоразвитых стран. Следовательно, нужно говорить не об очередном увеличении социальных трансфертов, а о том, как избавиться от бюрократической зацентрализованности социальных программ, их негибкости, неэффективности, а иногда — откровенной коррупции. Необходимы, в первую очередь, качественные, а не количественные изменения. Учитывая остроту проблемы, убежден — пришло время немедленно разработать Стратегию социального развития Украины.

Но уже сегодня понятно, что для повышения эффективности и обеспечения направления ресурсов в каждом социальном секторе именно тем, кто в них наиболее нуждается, необходимо сделать, по меньшей мере, пять следующих шагов.

Первое: принятие решений по этим вопросам должно быть делегировано центральными органами власти региональным и местным органам. В то же время система налогообложения должна обеспечить большую финансовую независимость региональных и местных органов власти. Второе: не только разные уровни государственного управления, а и отдельные учреждения — больницы, поликлиники, институты и школы должны нести институционную финансовую ответственность. Большинство из них должны быть реорганизованы в автономные единицы под руководством независимых советов. Третье: большая доля частных платежей, осуществляющихся сегодня в системе социальных услуг должна быть легализирована и официально утверждена. Давайте будем предельно откровенными — неофициальные проплаты в больницах, школах, детских садах, жилищно-коммунальном хозяйстве разлагают наше общество. Мы делаем вид, что их не существует, а это и есть самая страшная коррупция и взяточничество, с которыми каждый день сталкиваются наши люди. Четвертое: необходимо изменить форму государственного финансирования социальной сферы. Деньги нужно давать согласно объему предоставленных услуг, а не согласно объему совершенных расходов. Пятое: после децентрализации социальных услуг государство должно сосредоточиться на контроле за их качеством и объемами.

Еще раз подчеркиваю, что без качественных реформ мы не преодолеем кризисные явления в социальной сфере. А именно она является залогом социальной и политической стабильности нашего государства. Любая стратегия останется только пожеланием, если она не обеспечена политически и не базируется на широкой социальной поддержке.

Первая и главная предпосылка успеха нашей работы — обеспечение общенационального консенсуса по ключевым вопросам развития страны. Нужно неотступно продвигаться к преодолению политического раскола украинского общества, возникшего во время последних избирательных кампаний, конфликтного противостояния по ключевым вопросам развития страны. Задача коалиции — продолжить поиск общенационального консенсуса, закрепить этот процесс законодательно.

Стратегические цели развития страны должны быть определены в законе об основах внутренней и внешней политики Украины. К работе над этим документом мы должны привлечь наши лучшие интеллектуальные силы, сделать закон, который заложит основы динамичной и прогнозированной работы правительства и коалиции и, как следствие, — динамичного и прогнозированного развития страны.

Считаю необходимым отметить, что нельзя достичь общенационального консенсуса, когда одна часть общества навязывает другой свои ценности и интересы. Мы должны избежать ошибок прошлых лет. Сегодня коалиция и правительство работают над политической и правовой нейтрализацией конфликтов, которые раскалывают страну. Мы не обходим эти проблемы. Мы ищем компромиссные формулы, идем по пути согласования интересов.

Вторая необходимая предпосылка долгосрочной стабильности в Украине — это единство и прочность нашей коалиции как ответственной коллегиальной силы. Именно парламентская коалиция является фундаментом новой системы власти. Не будет стабильной коалиции — не будет и стабильного правительства. Под угрозой окажется и парламент. Для нас с вами не секрет, что кое-кто ожидал и ожидает, что определенные идеологические разногласия и даже кадровые вопросы смогут разрушить наше единство. Поэтому обращаюсь к нашим коллегам, работающим на местах, которые возглавляют наши областные партийные ячейки. Считаю, что ответ может быть один: не дождетесь! Наши политические силы — зрелые. Политики, стоящие во главе наших партий и фракций — опытные, закаленные в многочисленных политических баталиях. Мы с вами, как никто другой, понимаем ценность и критическую важность для Украины нашего нынешнего союза, нашей коалиции. Цена ей — без преувеличения — стабильность страны, благосостояние и безопасность наших сограждан.

Антикризисная коалиция — это не только субъект парламентской деятельности. Скоординированная работа коалиции на всех уровнях представительской власти — от районных советов до Верховной Рады Украины — залог прогнозированности развития политической ситуации в стране. Еще хочу подчеркнуть: мы не отрицаем идеи широкой коалиции, хоть она и не является самоцелью. Необходимо рассмотреть новые подходы к расширению коалиции. В частности, налаживание активного взаимодействия с конструктивными и ответственными представителями оппозиционных фракций. Одновременно в соответствии с европейскими традициями и демократическими стандартами нам следует позаботиться о законодательном обеспечении статуса оппозиции.

Третья важная предпосылка стабильности в государстве — конструктивное взаимодействие основных институтов государственной власти — Президента, парламента, правительства. Первый шаг на пути согласования и распределения полномочий ветвей власти мы уже сделали. Следующим должны стать законы об основах внешней и внутренней политики, о Кабинете Министров, об оппозиции. Правительством совместно с коалицией разработан закон «О Кабинете Министров Украины». Сейчас он рассматривается в комитетах Верховной Рады. Я надеюсь, что она поддержит правительство в его попытке положить конец неопределенности и, как говорится, перетягиванию каната с Грушевского на Банковую или наоборот и как можно быстрее примет закон. В этом нуждается страна, это нужно обществу.

Мы одобряем инициативу Президента относительно создания конституционной комиссии, но лучше ее сделать в Верховной Раде. Целью ее работы считаем продолжение конституционной реформы. Правительство готово и заинтересовано в конструктивном взаимодействии с Президентом в разработке общих решений.

Четвертая предпосылка стабильности в Украине — эффективная система государственного управления. Мы решительно искореняем практику предыдущих лет, согласно которой выполнялось только 20% решений Кабинета Министров и центральных органов исполнительной власти. Наведение элементарного порядка, повышение исполнительской дисциплины в системе государственного управления — вот чем мы были вынуждены заниматься в первые сто дней работы Правительства. Многое сделано для обеспечения единства и управляемости вертикали исполнительной власти. Отмечу: единственный критерий, существующий в кадровой работе Правительства, — профессионализм. Стратегическим заданием Правительства и коалиции является модернизация системы государственного управления. Мы уже формируем современный эффективный государственный аппарат, способный обеспечить структурные реформы.

Пятая предпосылка — коренное реформирование судебной системы. Несмотря на все наши достижения в этой сфере, процесс судебной реформы можно охарактеризовать как медленный и непоследовательный. Причины понятны. Среди них — отсутствие консенсусного видения судебной реформы, неполноценная структура судов общей юрисдикции, недостаточное финансирование, зависимость суда от органов государственной власти и чрезмерная загруженность. Именно поэтому в кратчайший срок общими усилиями парламентской коалиции и правительства мы должны принять срочные меры в этой сфере. Стратегические направления дальнейшей судебной реформы должны быть определены в соответствии с конституционными требованиями. Нам необходимо принять концепцию развития системы правосудия на 2006—2011 годы. Пришло время для новой редакции Закона Украины «О статусе судей», которая предусматривала бы и повышение статуса судей, и создание эффективного механизма, дисциплинарной ответственности. Нужно завершить новую кодификацию процессуального права. В течение года желательно принять и ввести в действие полный пакет нового процессуального законодательства. Еще раз подчеркиваю: демократическое государство невозможно без эффективной и независимой судебной системы.

Я должен сказать, что мы с первых дней сознательно отказались от эффектности в пользу эффективности. Мы будем работать не для рекламы, а для стратегической перспективы, потому что мы игроки не на короткую дистанцию. Мы будем строить сегодняшний день и будущее на надежном фундаменте правды и открытости перед народом. Я понимаю, почему нашим оппонентам это не нравится. Но мы не работаем в угоду их вкусам и привычкам. Мы всегда говорили и будем говорить правду о ситуации, в которой находится наша страна. И при этом не ставим целью кого-то унизить или умалить чьи-то достижения, но вынуждены сделать строгую оценку и объективный аудит состояния страны, потому что без этого нельзя построить эффективную стратегию ее развития. Это главное.

И наша работа базируется именно на таких основах — основах ответственного отношения ко всему, что мы делаем, на абсолютной правде и открытости перед нашими избирателями. Кабинет Министров, сформированный парламентским большинством, работает слаженно. Совместно с Верховной Радой мы хорошими темпами движемся по пути коренных реформ к мощному экономическому прорыву. И я не вижу серьезных преград на этом пути. Нужно только настойчиво, с полной отдачей работать, отбросив чрезмерные амбиции и политиканство, осознавая огромную ответственность за судьбу государства и будущее последующих поколений.

Виктор ЯНУКОВИЧ, премьер-министр Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ