Парламент сдвинул с мертвой точки борьбу с оффшорными компаниями. На последнем заседании в Раде 265 депутатов поддержали во втором чтении и в целом Закон №5114 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно определения конечных выгодоприобретателей юридических лиц и публичных деятелей». Его суть — все юридические компании Украины должны показать своих реальных собственников.
Это революционный закон. Если власть найдет в себе силы его внедрить, то на лопатки положат коррумпированную систему госаппарата. «Сегодня компании зарегистрированы в оффшорах, а фактическими их собственниками могут быть госслужащие, или члены правительства, или сотрудники Администрации Президента. Увидеть это невозможно. Поэтому первостепенная задача закона — раскрытие информации обо всех реальных собственниках украинских компаний с тем, чтобы чиновники не прятались за родственниками, в оффшорах, за любыми третьими лицами, которые выступают номинальными собственниками, а фактически собственником является чиновник», — заявил премьер-министр Украины Арсений Яценюк.
Помимо обязательного открытия реестра конечных бенефициариев и собственников юридических лиц, он также предполагает создание открытого реестра имущественных прав на недвижимость всех украинских граждан. В идеале мы должны бы увидеть, какие у кого из чиновников есть дома, квартиры, недвижимость, а также получим реальный доступ ко всем базам данных всей недвижимости Украины. При этом, по словам главы парламентского комитета по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией Виктора Чумака, полностью сохраняет систему защиты персональных данных. Добавим, что ранее министр юстиции Павел Петренко заявил: как только парламент примет закон, Минюст готов раскрыть такие реестры в течение месяца.
В законе предусмотрена административная ответственность за непредставление информации директором или уполномоченным лицом конечного выгододержателя, фамилий и имен собственников. Нарушителю грозит штраф, или гражданские работы сроком до 240 часов.
Каковы шансы, что закон успешно реализуют на практике? Ведь у нас много примеров, когда нужные документы существуют, но, по сути не исполняются. И кого они зацепят в первую очередь? Об этом «День» попросил рассказать экспертов.
КОММЕНТАРИИ
Виталий ШАБУНИН, основатель правления общественной организации «Центр противодействия коррупции»:
— Без давления журналистов и гражданских активистов власть не захочет его имплементировать. Если его внедрять в полной мере, то это означает, что не будет ни одной анонимной компании, которая ведет хоздеятельность в Украине (даже не смотря на количество перерегистрации в оффшорах). Любая юридическая компания должна в течение семи следующих месяцев показать, кто получает выгоду от ее деятельности. Если этого не сделают, то у компании автоматически отзывается лицензия. Как это должно в идеале действовать на практике? Пользователь Интернета заходит в реестр, смотрит название компании и видит, кто является ее бенефициаром. Для нормальных легально работающих компаний нет никаких проблем, чтобы показать структуру собственности. Проблема возникает для тех, кто прячется за оффшорными компаниями. Ключевой инструмент высшей политической коррупции в Украине — это безликость оффшорных компаний. Схемой анонимности оффшорных компаний пользуются исключительно топ-коррупционеры. Это те люди, которые занимают высшие государственные должности: первая и вторая категория госслужащих (судьи, прокуроры, депутаты), которые влияют на раздел совместного финансового ресурса. Если сейчас министр-коррупционер, например, хочет своровать, то он создает компанию, которая «присасывается» к его ведомству и вытягивает деньги через госзаказы, госзакупки, предоставление лицензий. И в этой схеме, коррупционеру важно спрятать свою связь с компанией за оффшорной фирмой. Но это первый шаг в борьбе с такими схемами. В Молдове пошли дальше — открыли в режиме он-лайн все транзакции в оффшорной юрисдикции компаний. Теперь они могут сравнивать, какая компания получила деньги по госзакупкам и куда они пошли. Повторить это в Украине сейчас технологически невозможно. Сначала надо создать этот реестр собственников и недвижимости, а потом — принять закон, разрешающий давать в открытом доступе все государственные базы.
Андрей НОВАК, председатель Комитета экономистов Украины, кандидат экономических наук:
— Надо понимать, что много решений парламент принимал в контексте избирательной компании. Каждая политическая сила пыталась продвинуть свой законопроект. Но реальная практика показывает, что при необходимости что-то спрятать, бухгалтера и собственники бизнеса находят способы. Этот закон направлен против собственников, которые прячут свои доходы через многоходовые схемы холдингов, сособственности, подставных лиц, знакомых. Большого капитала это вряд ли коснется. Крупный украинский капитал (читай олигархи), который работает с международным. Он в достаточной мере прозрачный, иначе работать с европейскими и американскими банками нельзя. А вот для тех, кто не работает с мировыми биржами и учреждениями, возникнут проблемы. Как правило, это фиктивные фирмы под определенные операции или схемы, например, для фиктивного возврата НДС, для валютных операций, конвертационные центры и другого рода теневая законодательная деятельность. Наибольше касается финансовых компаний. Реальной экономики — меньше, потому что такие компании уже годами вынуждены работать прозрачно.