Пойдет ли Украина и дальше по пути реформ или свернет куда-то в сторону? Этот вопрос сейчас не просто интересует, но и беспокоит очень многих и в нашей стране, и за рубежом. «В такое достаточно сложное время для Украины очень важна поддержка, в том числе, и поддержка МВФ», — заявил во время встречи с председателем европейского департамента Международного валютного фонда Полом Томсеном премьер-министр Украины Владимир Гройсман. «Но мы также рассматриваем наше взаимодействие, — продолжил он, — как возможность проведения структурных реформ, которые позволят обеспечить трансформацию Украины из постсоветского государства в современную европейскую страну». «Мы считаем проведение реформ нашим внутренним домашним заданием, а МВФ — стратегическим партнером, который помогает нам проходить этот непростой путь», — с неподдельной благодарностью отметил Гройсман. Казалось бы, с нашим вопросом все ясно, и никаких сомнений быть не может.
И, тем не менее, в экспертной среде существуют разные точки зрения. Экс-первый заместитель главы Минэкономразвития и торговли, член правления Института общественно-экономических исследований Анатолий Максюта в разговоре с «Днем» изложил свою положительную программу для правительства. «Ему предстоит, конечно, тяжелая работа. И самое важное в ней, чтобы министры видели не только сам ее процесс, но и стратегическую цель. И тогда они смогут ее достичь. А если цели не будет, то не будет и смысла в реформах. Повторяю, они должны преследовать какую-то определенную цель. Не знаю, есть ли она у правительства сегодня. Я, например, определил бы как самую важную для нашего правительства цель — добиться экономического роста хотя бы на уровне 5% в год. И это, по моему мнению, первое и самое необходимое условие дальнейших реформ, которые могли бы, наконец, ощутить граждане страны. А для этого нужно привлечь сюда инвестиции, которые обеспечили бы такие темпы роста, следовательно, нужно изменить отношение инвесторов к Украине».
«Дальнейший план действий будет зависеть от нашего понимания того, почему инвесторы сегодня не идут в Украину, — продолжил Максюта, — и мер, которые мы в состоянии принять, чтобы изменить ситуацию. Важны будут действия конкретных государственных органов, которые либо делают нашу страну привлекательной для инвесторов, либо отталкивают их от нее. И этот комплекс задач нужно решить в ближайшие три года. Если экономический рост не будет обеспечен, тогда ни внутри страны, ни вне ее не поймут, зачем нам реформы, зачем все то, что у нас делается. А если будет экономический рост, то это приведет к росту доходов населения, к возникновению внутреннего спроса, которого сейчас так же как внешних инвестиций очень не хватает экономике, чтобы подняться. В результате запуститься экономический механизм. И это важнейшее, на чем должно сосредоточиться правительство. Ему нужно постоянно держать в поле зрения цели развития. Тогда сформируется программа реформ, и они будут успешными. А если делать просто какие-то изменения, не видя их цели, то будет перманентный вялотекущий процесс...».
Директор Института развития экономики Украины Александр Гончаров был более резок, но и конкретен. Он считает, что правительство Гройсмана «однозначно не сможет проводить успешные реформы». Для них, по его мнению, необходимы инвестиции, а их сегодня нет. «И для правительства это неразрешимая задача, — констатирует он и отмечает: — Без инвестиций поднять экономику по определению нельзя. И на самом деле мы для них, хотя об этом много говорится, не открыты. Я сотрудничаю с американскими партнерами, и буду вам называть законы, которых они от нас ждут и которые не принимаются. Это законы о биржевом товарном рынке, о финансовых производных, которые были разработаны и представлены в парламент, чтобы инвесторы зашли в нашу страну. Они готовились при поддержке, соответственно, USAID и ЕБРР. Прошло больше двух лет (заметьте, нынешний премьер был во главе парламента), учтены все замечания Кабмина, но до сих пор эти документы не вынесены в зал под куполом».
«И еще, — продолжает эксперт, — Инвесторы не зайдут к нам до тех пор, пока не будет решен вопрос по проблемным активам. Ведь все наши предприятия «закредитованы». И если прямые инвестиции и будут заходить, то пойдут главным образом на погашение сформировавшейся задолженности. Американцы настаивают на том, чтобы построить в Украине модель рынка проблемных активов по проверенным у них стандартам качества и чтобы наш Фонд гарантирования вкладов работал по таким же правилам, как их аналогичное Федеральное агентство. Но для этого в Украине нужно запустить механизм финансовых консультантов. Соответствующий документ отбора кандидатур для этой работы был прописан еще в 2012 году. Но не работает, и у нас еще нет финансовых консультантов. Не запущен и пилотный проект создания методологии сотрудничества банков, предприятий и Фонда гарантирования вкладов на стандартах, принятых в развитых экономиках. Рынок всячески «пробивает» соответствующие документы, но ФГВ не выносит на заседание своей дирекции даже вопрос об отборе финансовых консультантов. О чем дальше говорить?»
«Начну со здорового скепсиса, — говорит, оценивая перспективы реформ правительства Гройсмана, ведущий аналитик Международного аналитического центра Александра Решмедилова, — На мое глубочайшее убеждение реформ ожидать не стоит. По традиции новые украинские правительства все доставшееся им списывают на «попередников», и в дальнейшем все объясняют полученным наследством». Аналитик рассказывает, что любые реформы требуют непопулярных решений и мер. «А с нынешним рейтингом партий коалиции решиться на них будет ой как сложно, утверждает она, — А с нынешним составом и количеством коалиции хорошо бы найти в парламенте голоса даже и для популярных мер».
Директор Украинского института анализа и менеджмента политики не согласен с Решмедиловой. По его мнению, настоящие и успешные реформы — это всегда популярные решения в системе государственного управления, которые дают позитивный социальный и экономический эффект. «Все остальное, — говорит Бортник, — это не реформы, в том числе и все, что делается в Украине. Это, по сути, провалы и ошибки, это, через раз, откровенно коррупционные действия, но не реформы». Бортник уверен, что для проведения позитивных реформ правительство должно видеть их цель, иметь волю, чтобы их провести, а также обладать соответствующим инструментарием. «Наше правительство, — отмечает директор института, — до сих пор не имеет цели. В программе его деятельности нет ни одной цифры. Это просто стихи в прозе, которые может написать даже студент второго курса любого гуманитарного факультета. Это не программа, а набор давно данных, но не выполненных обещаний и красивых идей. В течение месяца работы, а он уже почти прошел, нам обещан план с конкретными параметрами. Но, похоже, понимание целей реформ у правительства еще не сформировалось».