Акции ОАО «Укрнафта» вчера продавались на украинской фондовой бирже по 347 гривен. Напомним, что номинальная стоимость одной акции этой компании 25 копеек. Так поднялась капитализация общества, и это, в первую очередь, свидетельствует об эффективности его работы. Однако сегодня успех такой компании должен обеспечиваться не только ее финансовой мощью, но и наработанным за последние годы социальным капиталом. Об этом «День» беседовал с помощником главы правления Виктором Полубинским.
— Каждая компания сегодня должна опираться также на свой социальный капитал. Что здесь можно сказать об «Укрнафте»?
— За последние три—четыре года «Укрнафта» продемонстрировала рост финансовой эффективности. Отсюда в геометрической прогрессии увеличивались отчисления в бюджеты всех уровней. В прошлом году налоги и сборы, оплаченные компанией, составляли около 4,8 миллиарда гривен. Так, в бюджет Сумской области было перечислено 1,348 миллиарда гривен, а Черниговской — почти полмиллиарда.
— Речь идет об обязательных платежах, предусмотренных соответствующими законами?
— Именно так. Платежи собираются на территории области и направляются в госбюджет, откуда часть их, согласно бюджетным расписаниям, возвращается в область в виде трансфертов. Сюда входят, в частности, рентная плата за добычу углеводородов, налог на геологоразведочные работы, который должен возвращаться компании, но этого не делалось уже лет пять (в прошлом году мы заплатили 150 миллионов, но назад ничего не получили). К другой категории налогов относятся те, которые сразу остаются в местных бюджетах и даже не идут в Киев. Это налог на прибыль, сбор за пользование недрами и тому подобное. Для примера, в бюджеты всех уровней Сумской области в прошлом году оплачено почти 1,35 миллиарда, из них более 70 миллионов осталось в области и, конечно, местная власть, как распорядитель средств, расходовала их на свое усмотрение на потребности региона. А Черниговская область непосредственно получила от нас около 32 миллионов. Кроме того, компания также ежегодно осуществляет финансовые вливания в регионы на социально-экономическое развитие.
— Это уже свыше предусмотренных законом налоговых сумм?
— Да. Они осуществляются согласно сметам и программам, составленным в областях. Это не обязательные платежи. О них речь не идет ни в ни одном из законодательных актов Украины. Но есть постановление Кабмина, которое позволяет это делать. Следовательно, это добрая воля компании. Речь идет, в частности, о том, что наша компания пользуется дорогами, находящимися на балансе местных общин в области, и их, конечно, нужно ремонтировать — мы от этого, как говорится, никуда не денемся. В частности, общество только в прошлом году израсходовало на социально-экономическое развитие Сумской, Харьковской, Полтавской, Черниговской, Львовской, Ивано-Франковской, Черновицкой областей, где оно непосредственно работает, 52,275 миллиона. Замечу, что за последние три года эта сумма удвоилась. Сейчас она, как и раньше, была распределена пропорционально добыче углеводородов в этих областях. Если Сумская область дает больше половины добычи нефти, то получает почти половину этой суммы (20 млн. грн.). А, скажем, Черновицкая, где у нас есть небольшое подразделение только в одном районе, — два миллиона.
— Обл- и райадминистрации участвуют в определении этих сумм?
— Как правило, ранее объекты для финансирования определялись, но компания не имела возможности отслеживать, куда идут эти средства. Но в прошлом году КРУ запретило нам без отчета об использовании средств осуществлять последующие платежи. Т.е. теперь средства идут целевым назначением и, конечно же, по выбору местной власти.
К сожалению, обладминистрации иногда злоупотребляют желанием «Укрнафты» участвовать в социально-экономическом развитии регионов. Недавно на одном из телеканалов выступил заместитель председателя Черниговского облсовета, который потребовал от нас 25 миллионов, тогда как в прошлом году вклад компании в социально-экономическое развитие этого региона составлял 5,52 миллиона. При этом он угрожал, что иначе нам не будут выделяться земельные участки для геологоразведочных работ и бурения. Замечу, что вообще в прошлом году эта область получила от «Укрнафты» 495 миллионов гривен, из них 32 миллиона — непосредственно в местный бюджет. Характерно, что в области даже не знают, куда будут расходовать желанные 25 миллионов, потому что программа, которую они нам прислали, предполагает только 21,3 миллиона гривен, то есть в четыре раза больше, чем в прошлом году.
— Посильны ли для «Укрнафты» такие требования?
— В прошлом году, к сожалению, с ситуация изменилась, и мы уже не можем выступать такими щедрыми спонсорами регионов. Рента, которую мы выплачиваем в бюджет за пользование недрами, возросла на 25% — до 1090 гривен за тонну добытой нефти. Для сравнения, в 2001 году этот платеж составлял только 17,34 гривны, т.е. она возросла в 63 раза. Наши финансисты подсчитали, что по сравнению с 2006 годом это увеличит расходы компании на 657 миллионов гривен. К тому же, законодательно закреплено, что весь объем добытого газа (кроме технологических потребностей) компания должна продавать НАК «Нафтогаз Украины» (для дальнейшей продажи населению) по четко определенной цене — 318,78 гривен. Такого еще никогда не было. До сих пор каждой добывающей компании позволялось продавать около 20—25% по коммерческой цене, чтобы покрыть разницу от цены продажи населению и реальной себестоимостью, а также чтобы заплатить за закачку газа в магистральные трубопроводы, его хранение там, а также выкачивание из системы.
В связи с этим, как считают наши специалисты, доходы компании уменьшатся на 533 миллиона гривен. Таким образом вследствии роста финансовой нагрузки на компанию она потеряет свыше 1,2 миллиарда гривен.
— То есть, даже угроза для выполнения обязательных бюджетных платежей?
— Именно так. Поэтому о наращивании дополнительных необязательных платежей даже речи не идет. Я, конечно, не могу говорить за правление, которое коллегиально принимает решения, но, анализируя тенденции, можно прийти к выводу, что сейчас под большой угрозой даже прошлогодние объемы.
— Мы здесь по большей части говорим о социальной ответственности вашей компании в пределах всего государства, но ведь у нее есть еще и обязательства перед своими работниками, потребность поддерживать на высоком уровне собственный социальный капитал, т.е. работника. Как будет с этим в данных условиях?
— Здесь риски также, конечно, есть, и они для коллектива компании самые болезненные. Ведь у нас есть отраслевое соглашение, заключенное с профсоюзом, и мы должны его соблюдать. В частности, там речь идет о 25% ежегодного прироста зарплаты. В прошлом году по этому поводу жалоб не было. Зарплата дважды повышалась — на 15% и на 10%. В этом году прогнозировать такой же темп уже трудно. Хотя идут инфляционные процессы, и жизнь каждый день дорожает. А если бы у нас не изымали названные суммы, таких вопросов бы не возникало. К тому же, компания реализует еще и программу улучшения жилищных условий работников. Ее также будет труднее выполнять. И мы считаем, что в таких условиях недопустимо расходовать средства, заработанные коллективом, на дополнительные необязательные расходы.
— Есть ли у вас мысли относительно того, как тут быть?
— Во-первых, нужно признать, что нынешняя финансовая ситуация является объективной. Руководству регионов следует это понять и отказаться от ультиматумов в наш адрес, потому что компания сполна выплачивает все обязательные налоги и сборы. Намного эффективнее идти путем разумного компромисса и диалога.
— В чем он должен состоять?
— Государству стоило бы уменьшить финансовый груз. Проще сделать это путем внесения изменений в постановление Кабмина об уменьшении базовой цены на нефть и соответственно корректирующего (в зависимости от цены нефти на аукционе) коэффициента, и таким образом де-факто уменьшить рентную плату. Кстати, такой подход поддерживает министр топлива и энергетики Юрий Бойко, который недавно направил в Кабмин соответствующее письмо. К этому стоило бы прислушиваться. С другой стороны, всем понятно, что нужно обеспечить непрерывность производственного процесса, что нельзя не ремонтировать дороги, которыми пользуется наш технологический транспорт. Следовательно, этот узел нужно развязывать. Ни государственный социальный капитал, ни соответствующие показатели нашей компании не должны страдать.