Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Регуляция цен — мать дефицита

И фактор, в конечном итоге раскручивающий инфляцию
6 октября, 1998 - 00:00

В первую очередь объектом государственного регулирования становится ценовая ситуация в оптовой и розничной торговле нефтепродуктами. И действительно, на первый взгляд, цены, как на светлые, так и на темные нефтепродукты стремительно растут, и касается это и опта, и розницы. Но от людей, стоящих у экономического руля государства, можно было бы ожидать более пристального внимания к этой проблеме.

Итак, со второй половины августа официальный курс НБУ поднялся почти на 50% и составлял в конце сентября 3,40 гривни за 1 доллар США, а наличный курс доллара — почти на 53%. При этом наиболее сильно подорожавший в оптовой торговле бензин марки А-95 добавил к своей средней цене лишь немногим более 22%, бензины А-92 и А-76 подорожали не более чем на 15—17%. В основной своей массе это импортная продукция, расчеты за которую, естественно, производятся в конвертируемой валюте. Если учесть этот факт и оценить динамику цен на нефтепродукты в их долларовом эквиваленте, то выходит, что в Украине вообще идет падение цен...

В этом свете совсем по другому смотрятся цифры роста оптовых цен внебиржевых предложений нефтепродуктов в Украине за последние две недели. «Гривневое» подорожание как светлых, так и темных нефтепродуктов происходит по территории Украины почти однородно. Дизельное топливо за это время подорожало в среднем более чем на 9%, а предложения среднего и мелкого опта бензина А-92 стали в среднем дороже более чем на 8,5%. В долларовом эквиваленте ситуация, увы, совершенно иная. За это время мазут и бензин А-76 стали дешевле соответственно на 15,21% и 15,09%, почти на 13% стало дешевле «долларовое» дизельное топливо. Высокооктановые бензины в долларовом эквиваленте за последние две недели подешевели в среднем на 12—14%. «Долларовое» удешевление как бензина, так и темных нефтепродуктов идет в Украине с начала года, но именно начало осенних инфляционных явлений превратило его практически в обвал.

У того, кто осознал вышеприведенные факты, не может не вызвать недоумения установление государством пороговых цен при реализации нефтепродуктов. При этом непонятны как сама необходимость подобного шага, так и методика определения уровня максимально допустимых цен. Напомним, что согласно распоряжению № 1912 от 14.09.98 Киевской горадминистрации максимально допустимые оптовые цены на бензин А-76 и дизельное топливо на период до 1 октября не должны были превышать соответственно 0,55 и 0,46 гривни за 1 литр. Если вспомнить, что максимальная из зарегистрированных цен оптовых предложений бензина А-76 перед началом вспышки инфляции как раз и составляла 0,55 гривни, то становится очевидным желание городской администрации не только лишить нефтетрейдеров хоть какой-либо возможности компенсировать свои потери вследствие инфляции, но даже заставить их в полтора раза понизить цены реализации своего товара. Естественной реакцией на это на любом сегменте любого товарного рынка является голосование ногами. Видимо, нет ничего удивительного в том, что насыщенность внебиржевого рынка практически всеми видами нефтепродуктов неуклонно падает (см. рис.).

В очередной раз действие государственных органов по борьбе с кризисными явлениями в экономике путем регулирования цен на нефтепродукты напоминают лечение воспаления легких жаропонижающими средствами. И дело вовсе не в том, что кто-то понесет существенные убытки, хотя и это немаловажно для развития рыночной экономики в Украине. Не отличающиеся особо крупными собственными средствами нефтетрейдеры Украины в этих условиях просто будут вынуждены сворачивать свою деятельность, за чем неизбежно последует дефицит и новое повышение цен.

Борис НЕСКОРОЖЕНЫЙ,Центр АНОВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ