Иногда, чтобы найти настоящую сенсацию, достаточно просто оглянуться вокруг. После того как «День» переехал в новый офис, мы обзавелись интересным соседством. Фактически на расстоянии вытянутой руки от редакции «Дня» работает предприятие Melexis. Его по праву можно рассматривать как оазис современной мировой микроэлектроники в Украине, мастерскую, в которой идеи превращают в реальность. Трудно поверить, но собственно в Украине можно увидеть, как рождается современное чудо автомобильной микроэлектроники, которая отвечает мировым стандартам. А самую сложную часть современного автомобиля проектируют украинские (!) инженеры. Но обо всем по порядку...
«Mелексис-Украина» является одним из основных центров разработки мультинациональной компании Melexis (третий по величине центр. — Ред.), по меньшей мере шесть микросхем которой можно найти чуть ли не в каждом BMW, Toyota, Porsche, Mazda, Audi, Skoda, Ford. Штаб-квартира компании находится в Бельгии, а филиалы расположены в странах Западной и Восточной Европы, Северной Америке и в Азии. Для справки — компания известна в мире своими современными SoC-микросхемами, совмещающие на одном чипе микроконтроллеры с разнообразными датчиками. Это могут быть датчики давления, температуры или ускорения, инфракрасные и оптические датчики. Подобные «умные» сенсоры составляют львиную долю в ассортименте компании (50%). Кроме сенсоров Melexis поставляет микросхемы управления электродвигателями (для стеклоподъемников, насосов и тому подобное), RFID-микросхемы и другие беспроводные системы на кристалле.
Так, например, среди известных разработок Melexis — «датчик погоды». По-видимому, многих водителей раздражает невозможность настроить скорость работы «дворников» в зависимости от интенсивности дождя. Но если ваш автомобиль оснащен соответствующими датчиками, ее системы могут улавливать изменения погоды (датчик дождя) и запускать дворники в оптимальном режиме.
Благодаря продукции компании Melexis автомобиль превращается в интеллектуальную систему, похожую на «мыслящий организм». Если сравнить этот «организм» с телом человека, то глаза, нос, уши и пальцы действуют как датчики, которые считывают информацию, а нервная система передает ее от одного органа к другому, создавая движение в мышцах.
Так вот, киевский офис занимается разработкой непосредственно того органа, который заставляет автомобиль думать. «Наша продукция используется во всех ведущих автомобильных марках. Согласно договоренностям с партнерами, мы не можем называть конкретные бренды, но статистика 2011 года свидетельствует, что сегодня в каждом современном автомобиле можно найти в среднем шесть микросхем нашей компании», — рассказала «Дню» директор компании «Мелексис-Украина» Анна Потапова.
«Мелексис-Украина» является одним из основных центров разработки аналогово-цифровых микросхем, встроенного программного обеспечения и систем промышленного тестирования. Небольшой штат из 50 инженеров в Киеве уже более десяти лет создает настоящие «ноу-хау» в сфере микроэлектроники для автомобильной промышленности. В беседе с «Днем» один из работников компании отметил, что на самом деле специалистов, специализирующихся на разработке и проектировании современных микросхем, в мире не так уж много, поэтому украинский масштаб в 50 специалистов — это весомый вклад в мировую микроэлектронику. Более того, именно в киевском офисе еще в 2004 году инженеры разработали микросхему датчика угловой скорости, которая является главной составляющей гироскопов, использующихся сегодня в системах стабилизации и навигационных системах между сеансами связи со спутниками. Также собственной разработкой киевского офиса компании является интеллектуальный беспроводный датчик давления и температуры в шинах. Полученные данные с каждого колеса отправляются через радиоканал на центральный компьютер автомобиля, который заранее предупреждает водителя об аварийном падении давления в шинах.
«День» по приглашению директора побывал и на самом предприятии. Мы были поражены уровнем организации труда и...атмосферой. Средний возраст работников... 30—35 лет. Молодой коллектив обожает свою работу. А на самом предприятии все очень серьезно. Так, например, в лабораторию надежности не пройти без соответствующей униформы и «прибора» проверки защиты от электростатичного заряда на специальных устройствах. Ведь именно здесь происходит финальный этап разработки продукта, здесь микросхему подвергают жесточайшим методам испытаний — «жарят», «замачивают», «сушат» и «замораживают», словом, проверяют на надежность в экстремальных условиях.
Разработка продукции для рынка автомобильной промышленности требует от компанїї Melexis собледения самых высоких требований к качеству и надежности микросхем, объяснили нам. Если микросхема отвечает за безопасность (например, системы управления рулем, педалью газа, тормозами), то требования к надежности приближены к нормам авиационной промышленности. Представьте лишь, каждая микросхема должна пройти испытание в условиях непрерывной работы при температуре +150°С...+175°С на протяжении 3000, 4000, вплоть до 5000 часов. При этом не допускается ни одного отказа.
P.S. В Украине уже много лет продолжаются дискуссии вокруг национального потенциала в развитии высоких технологий. За это время отечественный рынок заполонили иностранные технологии. А сознание людей — скепсис к отечественным технологическим возможностям. Подавляющее большинство украинцев, выбирая между отечественным и импортным, к сожалению, возьмут последнее. Поэтому продавцы все чаще предпочитают не вспоминать о «родном» следе в продукции...
Между редакцией и предприятием «Мелексис-Украина» работают два автомобильных салона известных неукраинских автомобилей. Так вот, возвращаясь в редакцию после экскурсии по украинскому оазису мировой микроэлектроники, автор этих строк зашел в один из них, представившись покупателем. И когда консультант демонстрировал чудесные возможности импортного автомобиля, в голове промелькнуло: «А таки умеют наши!».