Монополии, до последнего времени господствовавшие на украинском рынке телетрансляций, все больше теряют свои позиции. Их постепенно вытесняют компании, ориентирующиеся на европейскую практику как в изучении зрительского спроса, так и в расширении своих технических возможностей. Что ждет нас впереди? Об этом «День» беседовал с директором компании Vision TV, являющейся провайдером спутникового телевидения Viasat в Украине, Ричардом КАПРОНИ.
— В каком направлении сейчас развивается техника и технологии телевидения?
— На это влияют две очень важные тенденции. Первая — это просто спрос на рынке для различных видов телевидения, которые постоянно развиваются. При этом рынок осознает, что можно иметь значительно больше разнообразных возможностей. Вторая тенденция — это технологии. За последние годы современных телевизоров продано миллионы. Но люди хотят иметь соответствующее качество картинки... А еще телезрители понимают, что есть телевидение и без рекламы, они ценят это. Эти факторы и ведут украинский рынок к тенденциям, как, например, в Польше, Венгрии, Чехии, где процент людей, которые имеют платное телевидение, очень высок.
— А что может противопоставить телевидение экспансии интернета?
— Хороший интернет еще недоступен многим украинским семьям. А для того, чтобы представлять реальную конкуренцию телевидению, нужен качественный многоскоростной интернет. Реальную конкуренцию ТВ и интернета можно проследить на западных рынках. И мы на будущее тоже планируем: когда подобное будет актуально для Украины, я думаю, мы будем готовы и дадим соответствующий контент... Это могут быть очень разные решения. Например, можно будет загрузить с интернета все, что захочет человек, и посмотреть потом без рекламы... Но это все в будущем!
— Отечественный рынок спутникового ТВ относительно молодой. Есть ли у Украины шанс догнать европейских соседей?
— Это получится быстрее, чем ожидается на сегодняшний день! Это будет очень большой стимул и для локальных провайдеров, которые долгое время не чувствовали конкуренции, и в результате уровень их услуг был соответствующий. Теперь же есть элемент конкуренции, и он, как известно, будет работать в пользу потребителей...
— Наш потребитель к такому ТВ-буму готов?
— Я думаю, да. По крайней мере об этом говорят все наши исследования... Потребители хотят лучшую картинку, больше каналов и, самое важное, — они хотят больше качественных каналов (в понимании контента).
— Что, по вашему мнению, теряют те, кто и сегодня пользуется простым аналоговым телевидением?
— Много чего... Например, в Украине есть «историческая» традиция: семьей каждый вечер располагаться перед телевизором. Но сегодня это становится все тяжелее и тяжелее — людей просто выводят из себя рекламные ролики, анонсы и т.д. Для прежних традиционных семейных сборов нужно уже качественное телевидение...
— Своим приходом на рынок Украины Viasat внес очень весомую «фишку» — доступ к качественному ТВ для всей территории страны. Но конкуренция требует подобных «фишек» опять и опять. Готовы ли вы в ближайшее время удивить отечественных телезрителей очередной новинкой?
— Конечно! В первую очередь, это касается контента. Сейчас у нас в любое время можно по настроению смотреть кино, спорт, документальные передачи, детские каналы и т.д. Планируем и дальше расширять этот список... Эта «фишка» всегда останется для нас на первом месте: главное, чтобы было что смотреть! Мы также планируем запустить телевидение высокой четкости (High Definition TV). Но пока надо разобраться, что же именно показывать в HDTV, что телезрители хотят смотреть в таком формате. Но это, опять же, просто вопрос времени. Когда рынок будет готов к этому, и мы будем готовы со соответствующим продуктом...
Также со временем планируем запустить PVR (personal video recorder) — это просто удивительная «фишка», которая позволяет формировать личные для каждого абонента программы путем сохранения интересных человеку или семье телепередач. Затем их можно будет просмотреть в удобное время и без рекламы. Люди на Западе, имеющие этот продукт, уже не могут жить без него!
— Недавно вы говорили, что основные инвестиции компании в рынок Украины еще впереди, и что акционеры настроены на долгосрочную и плодотворную работу. Когда же это время дальнейших инвестиций наступит?
— По большому счету, наши инвестиции в Украину идут постоянно. Например, на создание хорошего контента пошли большие средства, запуск новых каналов — еще инвестиции. Когда запустим HD, это будет совершенно другой инвест-проект, PVR — еще один. Это бесконечный процесс. Иначе нельзя удовлетворить спрос на рынке. Но четкого плана нет, все зависит от того, что именно востребует рынок...
— Работает ли ваша компания над тем, чтобы снизить цену для абонентов?
— Мы считаем, что текущие цены — это цены, которые очень хорошо сопоставимы с качеством услуг. Я думаю, украинские телезрители уже понимают, что за что-то действительно качественное нужно немножко платить... 48 гривен в месяц за больше чем 40 каналов — это довольно доступно. Даже можно сказать, что покупка услуг платного спутникового телевидения — это целесообразная и логичная покупка для тех семей, который имеют невысокий доход. За эти деньги они каждый день смогут развлекаться дома с семьей. А если хоть на один вечер пойти куда-то, например, в кино, это ведь будет уже больше 48 гривен... По крайней мере, когда мы вышли на рынок, реакция на эти цены была очень позитивна. Все ожидали, что пакеты будут дороже... Но мы формировали цены не исходя из себестоимости, а руководствуясь нашими исследованиями, нашими опросами на целевых рынках.