Еще вчера Китай заявлял о намерениях инвестировать средства в грандиозные проекты на Крымском полуострове. В том числе планировалось строительство нового порта вблизи Евпатории с глубиной акватории 25 м, меморандум о чем был подписан украинским правительством и китайской компанией Beijing Interoceanic Canal Investment Management Co. Ltd. Проект оценивался в три миллиарда долларов.
Сегодня перспективы этих проектов весьма туманны — Китай занял выжидательную позицию.
Представитель министерства коммерции Китая Шэнь Даньян заявил, что в дальнейшем КНР намерена и дальше развивать сотрудничество с Крымом. «Мы рассчитываем, что ситуация в Украине стабилизируется как можно скорее. Что же касается ситуации в Крыму, мы готовы к развитию сотрудничества после стабилизации там ситуации», — цитирует его ИТАР-ТАСС.
Однако то, какие именно проекты будут реализованы на практике, может в будущем зависеть уже от отношения к ним... России, а не Украины.
Напомним, Китай воздержался от голосования в ООН по резолюции, объявляющей референдум в Крыму незаконным. Хотя в самой КНР пресекают любые политические движения, поддерживающие сепаратизм (вспомним сложности с таким этнически неоднородным регионом, как Тибет).
Тем не менее, отношения между РФ и Китаем непросты, поскольку российское правительство пристально следит за действиями Китая, опасаясь, к примеру, роста его политического влияния на страны Центральной Азии, которые входят в сферу ее влияния. И можно сказать, что Крым напрямую с этим связан. Дело в том, что Китай занят проведением нового транспортного коридора между в Европу — так называемого «Пояса Шелкового пути». Он должен пройти по территории стран Центральной Азии, Кавказа и Украины и позволит Китаю сократить торговый маршрут в Европу на 6 тыс. км. Речь идет не только о соединении железнодорожного полотна и строительстве новых автомобильных дорог, но и о создании инфраструктуры вокруг этого пути. Собственно, заявленные инфраструктурные проекты в Украине — как раз часть одного большого целого.
Сейчас значительный поток грузов идет через Россию по Транссибирской магистрали. Магистраль будут модернизировать — она на пределе своих транспортных возможностей. «Поезда по БАМу и Транссибу идут уже с интервалом восемь минут! Скоро здесь будет график, как в метро», — отметил недавно глава ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин. Ранее министр по развитию Сибири и Дальнего Востока Виктор Ишаев предложил расширять Байкало-Амурскую магистраль. Российские чиновники говорят о необходимости построить железнодорожную линию Селихин (Хабаровский край) — Ныш (Сахалинская область) с переходом через пролив Невельского, затем железнодорожную ветку направить в Корею и Китай. По задумке, это должно перенаправить поток транзитных грузов из Азии в Европу через российскую железную дорогу вместо морского пути вокруг Африки. С трудом верится, что в российском правительстве спокойно относятся к любым попыткам Китая пустить грузы в Европу другими путями.
В определенной степени Россия может поспособствовать Китаю, построив автомобильный и железнодорожный мосты через Керченский пролив, — Владимир Путин уже распорядился подготовить соответствующий проект. Ведь строительство мостов выгодно и ей: мосты соединят Крым и с российской территорией, сокращая путь из кавказского региона в европейские страны на 700-800 км. Во всяком случае, переход через Керчинский пролив сократит путь из Херсона в Новороссийск на 450 км.
Но насколько заинтересована Россия в строительстве того же нового глубоководного порта? Пожалуй, здесь многое зависит от того, насколько будут увеличены ее собственные перевалочные мощности, а также от других факторов. Пока же озвучены намерения модернизировать порты Керчи, Евпатории, Феодосии и Ялты. По предварительным подсчетам российской Торгово-промышленной палаты, только на это потребуется не менее 1,8 млрд долл. Кроме того, 1,4 млрд долл. потребуется на реконструкцию трассы Херсон — Джанкой — Феодосия — Керчь. К слову, вкладывать деньги в развитие крымских дорог ранее выражала желание и китайская корпорация National Technological Import & Export Corporation.
Вероятней всего, Россия будет учитывать интересы Китая на Крымском полуострове, ведь как политический союзник, КНР важен. С другой стороны, для реализации проектов российскому правительству еще предстоит найти частных инвесторов. Российское министерство экономического развития уже поручило искать их Торгово-промышленной палате. И думается, что быстро желающих найти не получится при всех стараниях. В данном случае нужны будут инвестиции со стороны крупного бизнеса. Может ли он рассчитывать на возврат средств? В нынешних условиях никто ничего предсказать не может. Остается открытым также вопрос, какую именно часть денег попросят вложить частных инвесторов.
Как будут уживаться в Крыму российские и китайские бизнесмены, покажет только время и развитие событий — выжидают и те, и другие. Тем более, что с изменением статуса Крыма, т.е. если он станет непризнанной республикой, а также с усложнением прохождения груза, значение проекта строительства порта для Китая все-таки несколько нивелируется.
P.S. В торгово-экономическом отделе посольства КНР в Киеве на вопрос о судьбе подписанных Виктором Януковичем с Китаем соглашений, в частности о строительстве грузоперевалочного порта на побережье Крыма «Дню» сообщили, что «дипломаты не имеют полномочий отвечать на такие вопросы, они такую информацию не распространяют».