Резкое похолодание по всей стране, повышение цен на газ и политическая неупорядоченность грозят стране повышением цен на хлеб. Уже 13 января Министерство экономики Украины сообщало о том, что, по данным мониторинга цен, в первой декаде января по сравнению с 30 декабря 2005 года средние уровни розничных цен на хлеб из муки первого сорта повысились на 0,6%, на хлеб ржано-пшеничный — на 0,7%, на хлеб из муки высшего сорта — на 0,9%. В принципе, ничего страшного в этом нет, однако для кармана «маленького украинца» это может оказаться чувствительным.
Регулировать эту ситуацию должен Государственный материальный резерв, призванный обеспечивать стратегические потребности страны. Однако долго это ведомство существовало без руководителя. Только недавно указом Президента на эту должность был назначен Богдан Федорчук, которому предстоит нелегкая обязанность решить вопрос обеспечения Украины. По- видимому, эта перспектива его не пугает. В сообщении для прессы он заявил, что «до конца месяца планируется смена около пяти процентов кадрового состава». По его мнению, это должно помочь наладить эффективную модель управления государственными резервами.
Вопрос, конечно, спорный. Естественно, кадровая политика — неплохой инструмент для решения проблем разного плана. Но чем руководствовался новый руководитель, приговаривая к увольнению именно 5%? А почему не 20% (в свое время новая власть отправила в отставку именно такое количество старых чиновников)? Или не 2% (может быть, и этого количества хватило бы для устрашения нерадивых или не чистых на руку)?
Впрочем, Федорчук планирует не только это. Со времени его прихода уже выявлено ряд злоупотреблений и нарушений на предприятиях, которые занимаются закупкой и реализацией материальных ценностей госрезерва, и приостановлены некоторые указы, касающиеся реализации материальных ценностей. По словам Федорчука, необходимо взять подведомственные предприятия под жесткий контроль, поставить перед ними четкие задачи и обеспечить этим закупку запасов госрезерва. Такая себе командно-административная модель управления в масштабе одного ведомства.
В принципе, хоть Украина и стремится к демократии, такие приемы еще могут оправдать себя. Тем более, что это касается стратегических групп товаров, без которых стране действительно плохо. По сути, Госрезерв — это Национальный банк для промышленно-продовольственных рынков, и излишки демократии в этом деле могут повредить его работе. Однако сработает ли на практике эта модель, покажет время. Тем более, что поле деятельности для Федорчука уже подготовлено.
По данным Всеукраинской ассоциации пекарей, чтобы обеспечить нормальную работу отрасли, нужно увеличить стоимость хлеба и хлебобулочных изделий на 15—20%. Согласно результатам исследования, проведенного специалистами ВАП, при росте цены хлеба на 15—20%, необходимом для нормальной работы и развития отрасли, расходы рядового украинца на приобретение этого продукта увеличатся на 6— 7 гривен в месяц, что,как считают пекари, не критично на фоне растущих зарплат и пенсий».
С этим можно поспорить, однако то, что в условиях стремительного роста практически всех составляющих себестоимости хлебопекарная промышленность может очутиться на грани выживания, похоже, соответствует действительности. Нужна программа выхода из этой ситуации. По мнению ВАП, это должен быть постепенный переход на свободное ценообразование на рынках хлеба и хлебобулочных изделий, а также механизмы получения льготных кредитов предприятиями этой отрасли. «Необходимо раз и навсегда решить, что хлеб — такой же рыночный товар, как и другие. И на увеличение его цены следует смотреть так же спокойно, как и на подорожание того же картофеля или коммунальных услуг. А цена на хлебобулочные изделия должна формироваться рыночным путем», — уверен президент ВАП Владимир Слабовский.
Однако ранее такая инициатива пресекалась. Когда в ноябре ВАП прогнозировала увеличение цены на хлеб и хлебобулочные изделия на 15—20% до 2006 года, вице-премьер-министр Юрий Мельник, являющийся председателем рабочей группы по вопросам координации рынка зерна, заявлял о стабильной ситуации на рынке хлеба, без повышения цен на эту продукцию. Антимонопольный комитет констатировал тогда факт сдерживания с помощью государственного вмешательства в ценообразование развития конкуренции на рынке хлеба и хлебобулочных изделий и на смежных с ним рынках зерна и муки, но ничего не предпринял для изменения ситуации.
В то время эксперты отмечали, что государству, чтобы удержать цены на уровне покупательной способности населения, отнюдь не обязательно их сдерживать. Достаточно дотировать пекарни либо же повлиять на рынок каким-то другим инструментом, одним из которых может стать Госкомрезерв. Федорчук, стремящийся к созданию новой модели Госкомрезерва, пообещал не допустить хлебного кризиса. Согласно его заявлению, в Украине нужно устранять первопричины повышения цен, а не их последствия. «Если мы говорим о дефиците продовольственного зерна на внутреннем рынке, вызванном значительными объемами экспорта, здесь, очевидно, необходимо говорить о государственном регулировании экспорта». Что касается закупок в государственный резерв, то зерно, по словам Федорчука, будет закупаться в первую очередь, однако рынок зерна нужно оценивать комплексно, с учетом ресурсов предприятий ГАК «Хлеб Украины» и Аграрного фонда. При этом Федорчук признал, что существуют объективные факторы, которые могут повлиять и влияют на рынок зерна и, соответственно, на цену хлеба. Это, в частности, подорожание горючего и других энергоносителей. С этим Госкомрезерв ничего сделать не сможет.
Однако даже вследствие надлежащего регулирования хотя бы на рынке зерна цены можно было бы все же сдержать. Между тем любая инициатива в этом направлении может исходить только с санкции вышестоящего руководства. Глава Госкомрезерва это понимает. «Если Кабмин решит, что ситуация достаточно серьезная и необходимо вмешательство государства и использование запасов госрезерва, мы немедленно выполним поручение правительства. Все ресурсы для этого у нас есть», — заявил Федорчук. Итак, требуется отмашка правительства. Будет ли она получена, ведь дело идет к выборам? Не пустят ли ситуацию на самотек, обвинив в подорожании хлеба оппонентов, которые об этом сигнализировали?