В конце прошлой недели второй заместитель министра торговли США Эрик Стюарт обсудил в Киеве с министром экономики Украины Сергеем Терехиным, госсекретарем Александром Зинченко и первым вице-премьером Анатолием Кинахом возможности увеличения объемов торговли и расширения партнерских отношений между странами. «Украина — наш личный друг, и для нас очень важно поднять экономический уровень сотрудничества, что будет позитивно влиять на общее состояние двусторонних отношений», — заявил второй замминистра торговли заждавшимся его журналистам. И первый шаг в этом направлении, по его мнению, — изменения в украинском законодательстве, принятые парламентом накануне каникул. В Штатах, по словам Стюарта, новыми законами остались очень довольны. Он даже допустил, что приведение украинского законодательства в соответствие с европейским будет в итоге способствовать тому, что экономику страны назовут рыночной, а саму Украину в конце концов примут во Всемирную торговую организацию: «Мы не ставим никакой даты, не определяем окончательного срока завершения переговоров (по вступлению Украины в ВТО), но хотим, чтобы это произошло как можно скорее».
Впрочем, громадная личная симпатия США к обновленной демократической Украине, по словам Стюарта, еще «не повод требовать от нее что-то особенное, необычное, чего не требовалось от других стран, когда шла речь об их вступлении в ВТО». Как, должно быть, и не повод делать поблажки. Мало одной личной симпатии, чтобы начать привлекать инвестиции в страну с еще пока нерыночной экономикой. Для этого, по крайней мере, необходима еще и санкция министерства торговли США. Но оно, как бы нам ни было обидно, отвечает лишь за разработку программ и стратегий укрепления торговых позиций США в Европе. И еще за защиту американских инвестиций и прав интеллектуальной собственности. Как терпеливо объяснил Стюарт, он должен лишь информировать компании относительно позитивных или негативных тенденций для размещения инвестиций в той или другой стране. А если бы пиарил инвестклимат кого-то одного, то остальные бы имели право обидеться.
Ответственный представитель американского минторга говорил настолько обтекаемо, что собравшиеся журналисты осознали все, что касается любви и симпатий, но не уразумели, является ли Украина привлекательной для американского инвестора. Последний, судя по всему, в растерянности, потому что все еще анализирует сложившуюся за последние шесть месяцев ситуацию и ждет, когда же факты начнут совпадать с обещаниями украинского Президента и премьера.
Впрочем, судя по восторженным отзывам Стюарта об изменениях в законодательстве Украины, наша экономика развивается в правильном русле. Хотя, несмотря на все перемены в лучшую сторону, Штаты не спешат предоставлять ей заветный рыночный статус. Как рассказал замминистра торговли, отвечая на вопрос «Дня», этот процесс юридически сложный. Существует много подводных камней, нужен детальный анализ. Правительство Штатов к рассмотрению заявки Украины уже приступило. И к январю 2006 года обещает принять окончательное решение.