По оценкам председателя «Газпрома» Алексея Миллера, долг НАК «Нафтогаз Украины» составляет 1,529 миллиарда долларов и является основанием для отмены с апреля 2014 года льготы на поставку газа Украине. Поэтому Украине срочно нужно решать, по какой цене и у кого в дальнейшем закупать газ для промышленных потребностей.
Свою помощь предлагает ЕС. По словам комиссара ЕС по вопросам энергетики Гюнтера Оттингера, сегодня главная задача для страны — диверсификация. Но это не означает вообще отказаться от российского газа, говорит он. Нужно привести его цену к реальному показателю с требованиями рынка. «Есть газ из Норвегии, Алжира, Азербайджана, терминалы для приема сжиженного газа, сланцевого газа. Если мы скажем России, что можем получать газ отовсюду и из разных источников, то тогда россияне будут более покладистыми, чтобы снизить цену на свой газ для Европы до мирового уровня и, чтобы не было привязки цены на газ к цене на нефть», — добавил комиссар ЕС. По его словам, 19 марта в Брюсселе состоятся переговоры с украинским министром энергетики Юрием Проданом о подписании «Меморандума о взаимопонимании относительно реверсивных поставок газа из Европы Украине». «Мы можем помочь Украине стать менее зависимой от России. В прошлом году мы делали реверсивные поставки. Украина получала газ из Польши и Германии (компания RWE) через реверсивные поставки. Значит, это возможно и ныне. То же касается и Венгрии. И Словакии также», — прибавил Оттингер. Свою помощь в случае сокращения объема поставок в страну из России Украине уже предложила немецкая RWE. Поэтому чей газ сегодня более выгоднее покупать Украине? И дойдет ли газ из Европы до украинских потребителей? Об этом «День» спросил экспертов.
КОММЕНТАРИИ
Александр ТОДИЙЧУК, председатель международного энергетического клуба Q-club:
— Ныне с Европой нужно зафиксировать все технические решения, чтобы в любых обстоятельствах можно было качать из этого рынка максимальное количество газа. Что мы видим сейчас? Между Украиной и Россией установились почти военные отношения. Если правительство будет мудрым, то через пару недель оно откажется от Харьковских соглашений и пребывания российского флота, который представляет опасность для Украины. Логично допустить, что Украина, скорее всего, пойдет на сближение с ЕС и НАТО, потому что другого способа защиты суверенитета по соседству с Россией нет. При таких обстоятельствах Россия перейдет на цену газа в 400 долларов за тысячу кубометров. Однако не забываем, что на международной арене газовые цены уже давно снизили, и никто не переплачивает, как Украина, за российский газ.
По моему мнению, в ближайший период вряд ли сможем отказаться от энергетического сотрудничества Россией. Но это не значит, что надо сидеть сложа руки. Нужно собирать деньги и технически готовиться к прокачке газа из Европы в период с апреля по август, когда цена газа на оптовом рынке значительно снижается. В прошлом году стоимость газа на рынке ЕС в этот период снизилась до 300 долларов за тысячу кубометров. Мощности украинских подземных хранилищ — 32 миллиарда метров кубических. Ежегодно Украина добывает 22 миллиарда метров кубических газа и для полного обеспечения энергоносителями нужно еще закупить 14 миллиардов метров кубических газа. С учетом «технического газа» для прокачки по территории российского голубого топлива в ЕС в целом нужно купить и закачать в хранилища 17—19 миллиардов метров кубических. Если Украина будет развивать поставки энергоносителей из ЕС, то газовая политика россиян будет другой: «Газпром» не захочет терять самый большой рынок сбыта.
Валентин ЗЕМЛЯНСКИЙ, независимый эксперт по энергетическим вопросам:
— Не нужно громких заявлений. Сначала следует взвесить свои силы. На мой взгляд, Украина должна заниматься внутренними проблемами: увеличивать добычу собственного газа, снижать энергоемкость производства и делать проекты по энергоэффективности. Если же начнем становиться в позу и пойдем на расторжение Харьковских договоренностей, то Россия сразу выставит нам счет за базирование флота в виде возвращения 100-долларовой уступки на газ, которую уже использовали. Дальше — иски в Стокгольмский арбитраж за недобор газа и накопленную задолженность, потому что межгосударственный договор потеряет силу и газовые отношения будут между двумя хозяйственными субъектами («Газпромом» и «Нафтогаз України»). Поэтому прежде чем предпринимать резкие шаги, нужно понимать последствия и какие преимущества на нашей стороне. Ныне Украина не может идти в лобовую газовую атаку на Россию. В таком случае Европа прямо помогать нам не будет, потому что у них есть проблема транзита российского газа по украинской территории. Европейцы понимают, что эскалация конфликта может привести к остановке газовых поставок. Поэтому ЕС будет придерживаться дипломатического нейтралитета.
Теперь об обещаниях приобрести газ из ЕС. Сегодня нет возможности разорвать контакты и перейти на закупки газа с европейского рынка. И вот почему. Во-первых, договор с немецкой компанией не гарантирует регулярных поставок газа, потому что в нем нет санкций за невыполнение определенных условий. Поэтому если у Германии есть излишний газ, то она его продает Украине. Во-вторых, неизвестно, сколько этих излишков будет у ЕС. Ведь европейский рынок — единственный сбалансированный механизм и никто ради Украины не будет ломать его. Сегодня нужного Украине объема газа на этом рынке просто нет. И он не появится в ближайшие год-два. В-третьих, европейский газ по цене не очень будет отличаться от российского: получим те же 400 долларов за тысячу кубометров. Готовясь к закупкам на европейском рынке, нужно помнить: для оплаты нужны живые деньги. С «Газпромом» есть возможность пролонгации оплаты за приобретенный товар.
Что делать? В первую очередь, собирать деньги для своевременных расчетов за российский газ, чтобы не было давления со стороны России. Если хотим работать с ЕС, то уже сейчас нужно начинать говорить с европейцами о том, что нам нужен такой-то объем газа, чтобы в 2015 году его гарантировано получить. Параллельно — провести общий аудит в стране, который поможет сократить потребление энергоносителей. По моему мнению, за 7—10 лет реально снизить потребление газа в Украине до 35 миллиардов метров кубических, нарастить собственную газодобычу до 25—27 миллиардов и минимизировать импорт газа. Следует работать в реальных условиях и не выдавать желаемое за действительное, строить собственную игру с взвешенной системой компромиссов и балансов.