Тема приватизации, похоже, окончательно ушла в тень таких событий, как создание второй коалиции и подписание/неподписание Универсала, предложенного Президентом. Между тем наполнение бюджета, в котором приватизации отведена роль компенсатора дефицита, должно бы волновать граждан страны куда больше, чем наполнение министерских кресел. Правда, у Фонда госимущества именно в этот момент родилась мысль о том, что дефицит госбюджета не должен перекрываться поступлениями от приватизации. «Уже нечего продавать, а второй «Криворожстали» не будет», — считает глава Фонда госимущества Валентина Семенюк (в свое время экс-глава ФГИУ Михаил Чечетов называл это предприятие «Эверестом приватизации»). С ней согласен и такой авторитетный эксперт, как глава Совета Нацбанка Валерий Геец, тогда как один из лидеров Партии регионов Николай Азаров вообще прогнозирует «бюджетную катастрофу» из-за «полного провала» поступлений от приватизации. По его словам, вместо запланированных на этот год двух миллиардов гривен в бюджет поступило всего 160 миллионов.
Премьер-министр Украины Юрий Ехануров объясняет эту ситуацию трудностями правительства, связанными с его коалиционным составом (Семенюк — член Соцпартии), а также тем, что ФГИУ был доведен слишком облегченный план. «Мы запланировали Фонду госимущества такие поступления, что выходит, что он его перевыполняет», — сказал премьер и признал, что сейчас правительству приходится оказывать на ФГИУ давление, чтобы нарастить бюджетные поступления. При этом пока что в закромах у правительства едва ли не единственное значимое предприятие — ОАО «Лугансктепловоз». Правда, есть еще вариант продажи Одесского припортового завода, на котором настаивает Минпромполитики. «Мы можем дотянуть до такого момента, что завод никому не будет нужен», — утверждает министр Владимир Шандра. По его словам, запретив приватизацию этого объекта, государство утратило возможность получения весомых поступлений в бюджет в контексте нынешнего роста цен на газ. Министр отмечает: если осенью 2005 года цена этого предприятия (без цеха по перегрузке аммиака) составляла $1,5 миллиарда, то сейчас она втрое меньше.
Удастся ли вернуть «Припортовой» в лоно процесса приватизации? Вопрос, как говорится, интересный, но в возможность его решения сегодня мало кто верит. Тем больше взглядов обращается к «Лугансктепловозу». В частности, аналитик компании Concorde Capital Ольга Панькив уверена, что цена продажи 76%-го государственного пакета акций этого предприятия должна быть в разы выше его оценочной стоимости. По ее словам, исходя из результатов финансово-экономической деятельности компании за последнее время и учитывая ее статус практического монополиста в производстве тепло- и электровозов на пространстве СНГ, стоимость компании гораздо выше оценочной.
«Несмотря на то, что в последнее время наблюдалось уменьшение объемов заказов от «Укрзализныци» и Российских железных дорог, компания имеет серьезный потенциал роста. Так как на сегодня ее производственные мощности загружены приблизительно на 17%, у нее есть неплохие перспективы в случае прихода инвестора, который обеспечит ей новые рынки сбыта», — утверждает Панькив. Она предсказывает, что с учетом квалификационных условий проводимого ФГИУ конкурса, скорее всего, победителем в нем окажется кто-то из нерезидентов. Аналитик инвестиционной компании «Проспет-Инвестментс» Елена Евдоченко также считает цену, по которой выставляется на продажу госпакет акций «Лугансктепловоза», минимальной. По ее словам, при годовом доходе в $93 миллионF и прибыли $40 миллионов окупить (покупку этого предприятия. — Авт. ) более чем за год — ничего не стоит. Евдоченко также указывает на рыночную конъюнктуру, подчеркивая, что в мире и, в частности в СНГ, отмечена стойкая тенденция к росту объемов грузоперевозок железнодорожным транспортом.
Добавим, что участием в конкурсе по продаже контрольного пакета «Лугансктепловоза» интересуются немецкий промышленный конгломерат Siemens AG, Холдинговая компания «АвтоКрАЗ» (г. Кременчуг, Полтавская обл.) и российское ЗАО «Трансмашхолдинг». Рассказывая об этом, генеральный директор ОАО «Лугансктепловоз» Виктор Быкадоров также сообщил о еще одном претенденте — польской компании, но не смог привести ее названия. А вот цена продажи (в отличие от суммы инвестобязательств) и дирекции, и коллективу, как говорится, почти до лампочки, так как средства все равно пойдут только в бюджет.
Но у правительства, естественно, другой подход. Оно изо всех сил играет на повышение. Ехануров, например, как знаток приватизации, также прогнозирует, что итоги продажи «Лугансктепловоза» будут выше стартовой цены в 300 миллионов гривен. «Очень хотелось, чтобы, когда пойдет конкурс, там было больше 300 млн. грн. Но чтобы это не рассматривалось как мое давление», — сказал премьер-министр и добавил, что Минфин уже включил эту сумму в доходы от приватизации. И, пожалуй, у него есть для этого основания. «Холдинговая компания «Лугансктепловоз» планирует увеличить производство по сравнению с 2005 годом на 22,3% до 483 миллионов гривен. Об этом сообщил генеральный директор ОАО «Лугансктепловоз», выложив в подтверждение данные о заказах «Укрзализниці», а также России и стран Средней Азии.