Нынешнее знойное лето в Европе привело к тому, что урожай
зерновых в большинстве европейских стран может быть на уровне 60—65% от
прошлогоднего. Это вызовет дефицит зерна на европейском рынке, ведь Европа
никогда не экспортировала его в больших объемах за границы континента,
удовлетворяя в основном собственные потребности. Ситуацию, конечно, можно
исправить, импортируя в Европу зерно из Канады, США, Аргентины и Австралии.
Но учитывая то, что рынок мгновенно среагирует на низкий урожай в Европе,
а также стоимость перевозок, цены на зерно могут вырасти от 20 до 40 процентов.
В таких условиях возникает искушение компенсировать недостачу украинским
зерном, которое, обычно, поставляется отечественными коммерческими структурами
на европейский рынок по демпинговым ценам. Причем такие цены обеспечивают
достаточную прибыль экспортеру вследствие разницы цен на внутреннем и внешнем
рынках. Именно вывоз около 6 млн. тонн зерна за границу прошлой осенью
привел к резкому скачку цен на хлеб в начале нынешнего года.
Введение в этом году регулирования рынка зерна со стороны
государства должно сделать невозможным его скупку посредниками по низким
ценам и дальнейший вывоз зерна за границу в больших объемах. Это ставит
под сомнение возможность компенсировать нехватку зерна на европейском рынке
за счет украинского зерна по умеренным ценам. Именно этим и можно объяснить
упомянутую реакцию международных финансовых структур и их давление на украинское
руководство. Ситуация весьма напоминает ситуацию вокруг экспортной пошлины
на семена подсолнечника. Похоже на то, что обеспокоенность отклонением
от курса реформ здесь ни при чем — бал правят обычные экономические интересы
и желание видеть Украину в роли поставщика сырья для пищевой промышленности
западных стран.
Если Украина поддастся давлению и откажется от регулирования
зернового рынка, то дело может закончиться тем, что значительное количество
урожая будет вывезено, и уже в ноябре мы будем вынуждены закупать зерно
за границей по значительно более высоким ценам, чем продадим. И на это
может не хватить кредитов МВФ и МБРР вместе взятых.
Следовательно, в сложившейся ситуации отказываться от регулирования
рынка зерна отнюдь нельзя. Другое дело — как проводить это регулирование.
Запущенный сейчас механизм — далек от совершенства. Чтобы убрать с рынка
посредников, занимающихся спекулятивными операциями, государство по существу
вышло на рынок в роли покупателя, предлагающего цену, выше сложившейся.
При этом прекрасно зная, что в проигрыше не будет, поскольку такой товар,
как зерно, всегда пользуется спросом. Таким образом мы можем получить нового
монополиста в лице государства, который будет искусственно поддерживать
высокую цену на хлеб.
В то же время в мире существует другой способ решения этой
проблемы, использование которого может одновременно снизить цену на хлеб
на внутреннем рынке и предупредить вывоз зерна с Украины. Для этого следует
сделать только две вещи: во-первых, централизованно закупить для потребностей
населения 5—6 млн. тонн пшеницы и ржи по ценам, сложившимся на данное время
(450—550 грн. за тонну, а не предлагать 650— 750 грн.), и, во-вторых, ввести
соответствующую ставку экспортной пошлины на зерно, по которой экспортная
цена приблизительно равнялась бы средней цене мирового рынка. Это уже будет
сугубо экономический способ регулирования. При нынешней ситуации только
таким образом мы сможем избежать повторения прошлогодних событий.
Можно привести много примеров из истории, когда развитые
страны, которые сейчас любят выступать в роли блюстителей нашей «реформаторской
нравственности», сами при необходимости прибегали к госрегулированию рынка
зерна. Сейчас Украину в очередной раз ставят перед выбором: с чем быть
— с хлебом или с кредитами? Поэтому необходим детальный расчет вероятных
последствий по каждому варианту, чтобы минимизировать возможные финансовые
и социальные потери. Это, однако, не исключает попыток убедить руководство
международных финансовых структур в необходимости решать «хлебную проблему»
в наших собственных интересах. И не нужно побаиваться того, что о нас скажут
и как нас накажут (финансово). В конечном счете, умение доказывать свою
правоту является свидетельством профессионализма политиков.