Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

С нынешним государством в «азартные игры» лучше не играть

23 сентября, 1999 - 00:00

Другое дело — иностранцы. Они, особо не разбираясь в тонкостях загадочной славянской души, сразу же экстраполируют провалы государственной экономической политики на первых лиц страны. При этом их ассоциациями двигает очень простая логика: в обществе нет абстрактного государства, а есть конкретное правительство и парламент, премьер и президент. Следовательно, если иностранец покупает долговые обязательства «государства» (кстати, «у них» это одни из наименее рискованных, после денежных знаков, активов), то все следующие взлеты и падения их стоимости (т.е. содержимого кошелька) он однозначно отождествляет с личностью главы государства.

Естественно, после того, как рейтинговое агентство Moody's в конце августа назвало среди наиболее вероятных кандидатов на дефолт по внешним обязательствам и Украину, денежный рынок Запада не задержался с адекватной реакцией на это заявление, снизив цены государственных бумаг. Инвесторы же получили моральное право (не больше) засыпать украинского Президента, премьера, министра финансов и других причастных к экономической политике чиновников возмущенными письмами. Как видно, некоторые из них так и сделали. Впрочем, письма к Президенту вряд ли помогут вернуть все «неосмотрительные» инвестиции. Более того, поспешные выводы «не продавать по такому курсу» вполне способны оставить иностранцев, надеющихся на здравый украинский рассудок, ни с чем. Почему?

Сегодня у правительства есть целых два долговых сценария на будущий год: отказ от выплаты долгов и неотказ. Первый сценарий самый простой по выполнению и наиболее тяжелый по последствиям. Причем не для иностранцев, а для украинцев. Чтобы осознать этот факт, стоит лишь присмотреться к пост-дефолтовской России, которой ни население не удалось обогатить, ни деньги сберечь, поскольку ей таки придется расплатиться. Пусть даже из замороженных уголовных счетов. Ведь бурная ныне кампания борьбы с российской коррупцией — не что иное, как возвращение «неосмотрительных» инвестиций.

Что касается второго сценария, то он настолько тяжелый, что почти неосуществим. Агентство Moody's назвало абсолютно точные симптомы будущих неплатежей: во-первых, внутриполитическая борьба, во-вторых, неэффективность внутренней политики и увеличение внешнего долга, в-третьих, недовольное экономическими реформами население, большие и растущие долги правительства перед ним, в-четвертых, парламент, блокирующий усилия по интеграции украинской экономики в мировую систему.

В конце 1999 — начале 2000 года Украина должна выплатить по внешним обязательствам $1,4 млрд., тогда как валютные резервы составляют немногим больше $1 млрд. Получается, внешние платежи нечем проплачивать, даже если внутри страны будут найдены гривневые ресурсы. Следует отметить, что отношение к своим долгам правительства в лице министра финансов Игоря Митюкова почти безупречное. В I полугодии 1999 года был достигнут первичный бюджетный излишек (т.е. превышение бюджетных доходов над расходами, не связанными с уплатой процентов по государственному долгу) в сумме 1,12 млрд. грн. или 2,1% к ВВП. Данный показатель является наивысшим за последние годы. Так, в 1998 году значение первичного излишка составляло 0,8% ВВП, а в 1997 году бюджет имел первичный дефицит в объеме 3,4% ВВП.

На уплату процентов по государственному долгу из государственного бюджета направлено 1571,1 млн.грн., а на его погашение — 2189,2 млн. грн. Эта сумма составляет 6,9% ВВП и более 48% денежных доходов государственного бюджета. Вместо этого общая сумма обслуживания внешнего долга составила $549,7 млн. Учитывая недопоступление внешнего финансирования, $295 млн. были выплачены из валютных резервов НБУ.

Вообще в 1999 году состоялись существенные сдвиги в структуре расходов на обслуживание государственного долга. Если в I полугодии 1998 года на обслуживание внутреннего долга было направлено 80,5% от общих расходов на обслуживание государственного долга, то в I полугодии 1999 года — только 26,5%. Это связано с обесцениванием национальной валюты, которое автоматически увеличило расходы на обслуживание внешнего долга, и осуществлением конверсии внутренних ссуд, вследствие чего бремя обслуживания внутреннего долга перенесено на будущее. Обслуживание государственного долга во II полугодии 1999 года будет менее напряженным, чем в I полугодии. Начиная с июля, до конца года необходимо выплатить 1275.2 млн. грн. по внутренним ссудам и $507,7 млн. — по внешними. Т.е. погашение и обслуживание внутреннего долга будет требовать на 1018 млн. грн. меньше, чем в I полугодии, а внешних выплат необходимо будет осуществить на $42 млн. меньше.

Как считают эксперты Украинско-европейского консультативного центра по вопросам законодательства, удержание низкого бюджетного дефицита, привлечение ссуд официальных кредиторов и использование валютных резервов НБУ при возникновении разрывов в финансировании позволят Украине избежать дефолта в 1999 году. Однако в 2000 году проблема обслуживания государственного долга предстанет чрезвычайно остро. В счет погашения и обслуживания внешнего долга из бюджета необходимо будет выплатить $2,42 млрд. Решение указанной проблемы будет требовать принятия комплекса мер в таких сферах: приватизация государственного имущества, реструктуризация долговых обязательств, сокращение расходов бюджета.

Но вернемся к письму. Хотя обращение господина Роберта к Президенту Кучме нас якобы не касается, тяжело удержаться от комментария. Тем более, что Президент ему точно не ответит. Следовательно, оправданы ли надежды нашего иностранного читателя на купонные платежи, стоит или не стоит продавать государственные обязательства правительства Украины за треть их стоимости, стоит или не стоит готовиться к превращению ценных бумаг в обычные бумажки? Все ответы зависят от того, насколько вероятными окажутся планы правительства относительно приватизации, бюджета, реструктуризации… Первые два фактора сейчас являются непрогнозируемыми, учитывая политические события нынешней осени, а третий — полностью зависит от первых двух. Поэтому, решайте. А из собственного опыта могу посоветовать: как бы ни закончилась история с украинскими государственными обязательствами следующего года, с этим «государством» в азартные игры еще долго будут побаиваться играть.

Ирина КЛИМЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ