В понедельник страна отмечала День работников суда или, иначе, День судьи. К сожалению, этот день был омрачен тем, что визави судей — адвокаты представили общественности и СМИ реальные доказательства коррупции нашей судебной системы и ее явной зависимости от других ветвей власти. «Еще, как говорится, конь не валялся, никто не проводил расследования, — говорит известный украинский адвокат Андрей Федур, — и, конечно, дело еще в суде не было, а поэтому не было и приговора, но уже определили виновных, огласили их фамилии...». Федур уверен, что это дело вообще никогда в суде не будет. А потому и обвинительного приговора не будет. «Но в рамках этого расследования, — продолжает юрист, — относительно нефтепродуктов, находящихся на Одесском нефтеперерабатывающем заводе, суд наложил арест на эти нефтепродукты. Это предусмотрено законодательством и является абсолютно законным».
• Напомним, 22 ноября Одесский НПЗ был заблокирован сотрудниками милиции и прокуратуры. Их сопровождали люди в камуфляже и с автоматами, а также сотрудники компании Укрнафта (42% акций принадлежит группе «Приват» Игоря Коломойского).
Арест, по мнению адвоката, должен гарантировать, что с этим имуществом, которое служит доказательством по делу, ничего не случится. А когда суд будет рассматривать дело по сути, то в его вердикте, отмечает Федур, будет указано, что делать с имуществом, которое было арестовано в ходе расследования. «Так предусмотрено украинским законодательством», — утверждает адвокат. «Но поскольку это дело явно не имеет судебной перспективы, — говорит он, — а арестованное имущество на десятки миллионов гривен лежит просто так, и им нельзя распорядиться, кто-то решил его просто украсть. Для этого разработали механизм, внешне похожий на законный. Потому что прямые конкуренты по бизнесу решили использовать это имущество для собственного обогащения. Я более чем уверен, что ни одной копейки от этой махинации в государственный карман не попадет».
• Адвокат цитирует постановление следственного судьи приморского районного суда города Одессы В.П. Пислар, который при участии прокурора рассмотрел и удовлетворил просьбу старшего следователя Н.В. Жуковской разъяснить порядок изменения места нахождения вещевых доказательств (нефтепродуктов) и порядок их дальнейшей реализации... Что касается изменения места хранения, то судебная практика такие случаи наверняка знает. Когда дело передается из одного подразделения МВД, скажем, из районного в городское управление или наоборот, то вместе с ним передаются и «вещдоки». Но реализовать проходящее по делу имущество можно лишь в том случае, если суд принял решение по сути и указал, кому оно после этого должно принадлежать. Так велит закон! И любой судья это хорошо знает. Тем не менее, мы вынуждены процитировать не подлежащее обжалованию постановление вышеупомянутого судьи.
«Предоставить разрешение ГП «Укртранснефтепродукт» на реализацию вещевых доказательств, а именно вышеназванных нефтепродуктов, хранящихся на ЧАО «Одесский нефтеперерабатывающий завод... без проведения аукциона или продажи через биржу, но по цене, определенной в акте описи, оценки и передачи имущества, в связи с тем, что физико-химические свойства нефтепродуктов, долговременное их хранение приводит к уменьшению их качества и количества».
• Федур не без основания иронизирует над предусмотренными судьей «усушкой и утруской» нефтепродуктов и даже предполагает, что они могли еще и «прокиснуть». Но тут же меняет тон и подчеркивает, что в данном случае имеет место элементарное пренебрежение конституционным правом собственности, которая может быть отчуждена исключительно согласно вступившего в силу решению суда, пренебрежение правами и свободами человека, предусмотренными Конституцией Украины.
«Нам не до шуток, — поддерживает коллегу руководящий партнер адвокатского объединения Gestors Виталий Махинчук, представляющий компанию ВЭТЭК, — в Приморском суде выносятся решения, направленные на «законный» отбор бизнеса, активов, в частности, нефтепродуктов. Растаможка тысячи тонн бензина дает бюджету поступление 6,4 миллиона гривен. За минувшие выходные дни с Одесского НПЗ было слито во исполнение такого «решения» суда на другую перевалку 10,4 тысячи тонн нефтепродуктов. Фактически при этом в бюджет должны бы поступить около 70 миллионов гривен он НДС и акциза. И только тогда этот товар можно было бы реализовывать покупателям».
• «У нас нет сомнения, что соответствующие средства никогда не будут уплачены, — продолжает Махинчук и говорит также о том, как может быть оценен этот товар в случае, если его новых собственников все же каким-то чудом удастся заставить платить налоги: — Вместо 98-го или 95-го бензина был, оказывается, 72-й или 68-й. Придумать можно все что угодно. Сейчас на заводе происходит обычная кража». Адвокат подчеркивает, что власть фактически создала механизм, который может угрожать любому украинскому предприятию. Следователь заведомо вносит неправосудное, незаконное представление суду. Прокурор его согласовывает, а следственный судья на основании этого представления выносит свое постановление. И его нельзя обжаловать, хотя очевидно, что на наших глазах происходит несправедливость.
«Как бы мы не относились к тому или другому лицу, но оно имеет право на защиту — так сказано в Конституции. Но мы видим абсолютно другое. Суд выносит заведомо неправосудные решения, и мы лишены права его обжаловать», — подчеркивает адвокат. Он уверен, что со временем все люди, принимавшие такие решения, понесут наказания. «Но кто вернет стране нефть, кто компенсирует неуплаченные налоги?», — спрашивает адвокат.
• Отвечая на вопрос «Дня», Федур отметил, что вопрос о нарушении судьей присяги сегодня, по большому счету, не перед кем, ставить. Поскольку есть огромная проблема с Высшим советом юстиции. Кроме того, постановка этого вопроса, по мнению адвоката, ничего не дает, поскольку этот судья, похоже, является квалифицированным специалистом. «Он не может не понимать, что он делает, подписывая такое постановление. Но он, очевидно, имеет какие-то гарантии. И заявления адвоката о нарушении присяги — это для него вообще мелочи. Их даже не допустят к рассмотрению», — уверен Федур. Он предполагает, что следователь милиции, практически получившая от судьи право «торговать» нефтепродуктами и даже перепоручить это дело оперативным сотрудникам, возможно, специалист по торговле... «С Днем работников суда!», — говорит по завершении пресс-конференции адвокат. Он утверждает, что судебная система в Украине мало чем или ничем вообще не отличается от той, которая была при преступном режиме.