На прошлой неделе (11 августа) Президент Украины ветировал закон №2706 «О мерах, направленных на обеспечение постоянного функционирования субъектов ведения хозяйства в сферах теплоснабжения, централизованного водоснабжения и водоотвода» и направил в Верховную Раду свои предложения, текста которых на парламентском сайте пока нет. Произошло это почти на две недели позже того срока (15 дней), который Конституция дает ее гаранту на размышления — подписывать принятый украинским парламентом закон или вернуть на доработку. Президент самовольно этот срок продолжил, явно проигнорировав основной закон страны, нерушимость которого должен гарантировать. Как отреагируют на это в Верховной Раде, неизвестно. Думаем, что если и будут по этому поводу замечания или даже вялые протесты, то, скорее всего, сразу создастся ситуативное большинство, которое найдет аргументы для того, чтобы спустить ситуацию на тормозах.
Напомним, что упомянутый закон предусматривал введение моратория на штрафы и пени, а также блокирование счетов теплокоммунэнерго (ТКЭ) за просрочку оплаты за газ. Какие последствия будет иметь такое событие и почему одобрение закона было сверхважно для нормального функционированием предприятий теплокоммунэнерго и могло спасти подготовку жилищно-коммунального хозяйства Украины к отопительному сезону, спрашивает в комментарии, присланном «Дню», эксперт компании «Общественный аудит» Тарас Галайда. Он рассказывает, что в начале июня этого года Государственной исполнительной службой были наложены аресты на счета 104 самых крупных теплоснабжающих предприятий страны. Поводом для этого стал закон №423 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно стабилизации финансового состояния «НАК Нафтогаз України». Именно он позволил арестовать счета теплоснабжающих предприятий, что ранее было запрещено. Предполагалось, что таким образом улучшится дисциплина расчетов за использованный природный газ. Впрочем, на практике это стало инструментом шантажа предприятий ТКЭ снабженческой организацией (НАК «Нафтогаз України»), указывает Галайда.
Как отмечают в «Публичном аудите», данный закон не содержал подробного анализа причин нарушения сроков финансовых расчетов предприятиями ТКЭ и игнорировал тот факт, что долги тепловиков перед «Нафтогазом» возникли в первую очередь из-за невыполнения Государством своих обязательств по компенсации расходов предприятиям ТКЭ. Галайда их приводит. Это несвоевременная компенсация разницы в тарифах, задержки финансирования госбюджетом льгот и субсидий, несбалансированная нормативная база по расчетам за газ, тепло и электроэнергию, долги потребителей, которые финансируются из государственного бюджета. Кроме того, по его данным, в жестко регламентированные тарифы предприятий не заложены источники погашения газовых штрафных санкций. Средств на выплату долгов предприятия просто не имеют, указывает Галайда. В цену товара (тепла) также не заложена составляющая, которая может идти на штрафные санкции. Фактически, предприятиям не из чего их выплачивать. Поэтому Галайда говорит об абсурдности ситуации и отмечает, что сложившуюся катастрофическую ситуацию пытались разрешить народные депутаты, одобрив закон «О мерах, направленных на обеспечение постоянного функционирования субъектов ведения хозяйства в сферах теплоснабжения, централизованного водоснабжения и водоотвода». Он содержал механизм списания и наложения моратория на начисление штрафных санкций, которые возникли в результате несвоевременных выплат из государственного бюджета, и должен был бы оперативно разблокировать роботу ТКЭ, что позволило бы все же подготовить тепловое хозяйство страны к зиме.
Но, напоминает эксперт, закон, который еще 8 июля направлен на подпись Президенту и который он должен был бы в течение 15-ти дней после получения (а именно 29 июля) подписать, беря к выполнению, и официально обнародовать или же вернуть для повторного рассмотрения с мотивированными и сформулированными предложениями в ВР, в указанный в Конституции срок в парламент не вернулся. Ссылаясь на Конституцию Украины, эксперт отмечает, что в таком случае закон считается одобренным и должен быть подписан и официально обнародован. Но только 11 августа Президент, в обход Конституции Украины, запретил настоящий документ, принятие которого было крайне необходимо, чтобы развязать угрожающую ситуацию с нормальным функционированием предприятий ТКЭ.
Почему Президент пошел на этот несущий угрозу как для страны, так и для его личного рейтинга, а возможно и судьбы шаг? Галайда приводит письмо Представительства МВФ в Украине от 12 июля 2016 года, в котором идет речь о том, что принятие закона «О мерах, направленных на обеспечение постоянного функционирования субъектов ведения хозяйства в сферах теплоснабжения, централизованного водоснабжения и водоотвода» подрывает действие закона №423 «О внесении изменений в некоторые законы Украины по стабилизации финансового состояния «НАК Нафтогаз України». То есть МВФ указывает на то, разъясняет эксперт, что закон, который блокирует роботу ТКЭ, — правильный, а тот, который направлен на нормальную работу этих предприятий, — категорически его не устраивает. В письме МВФ указывается, что закон № 423 обеспечил платежную дисциплину и финансовое оздоровление, хотя его последствия абсолютно противоположны — функционирование предприятий ТКЭ практически остановлено.
«Все, что происходит в настоящий момент в области теплогенерации, показывает, что маркером деятельности нашей власти для иностранных кредиторов и бенефициаров является состояние платежного баланса компании «Нафтогаз» (о чем шла речь в меморандуме о сотрудничестве с МВФ), а не постоянное функционирование и развитие жизненно важной для граждан отрасли», дополняет комментарий Галайды руководитель ГО «Публичный аудит» Максим Гольдарб.