Украина не ходит на новые рынки через окна. Но сегодня и этим путем не грех, пожалуй, воспользоваться, поскольку двери, если и не блокированы полностью нашим политическим кризисом, то отворяются не без опасений. Во всяком случае, в связи с нынешними событиями в нашей стране чуть было не сорвался первый международный бизнес-форум «Украина—Африка». Многие руководители крупных компаний и парламентарии с Черного континента были вынуждены отложить свой визит. И все же форум состоялся — слишком уж заманчивы обоюдные перспективы...
По данным МИД Украины, товарооборот между нашей страной и Африканским континентом с 1996 года вырос с $350 миллионов до полутора миллиардов. Дальнейшее укрепление позиций украинского бизнеса в этом регионе вовсе не является задачей из области фантастики. Особенно, если учесть высокий кредит доверия к нашей продукции. По словам руководителя фирмы «Англо-Украина» Ники Аяйа, он почти неисчерпаем. «В Украине производят множество товаров, необходимых странам Африки, причем более качественных, чем китайские или тайваньские. И глупо не использовать эту возможность».
Впрочем, о ней для начала нужно бы просто знать. А факт остается фактом: жители экваториальных стран смутно представляют себе географическое, политическое и экономическое положение Украины. «Мне обидно, что я получил образование в стране, о которой никто ничего не знает. А ведь мои знания, мой опыт, по сравнению со знаниями выпускников тех же американских вузов, намного выше. И у меня, как у выпускника, есть все основания открыть Украину для Африки», — рассказывает Ники.
В мае 2005 года (к 45-й годовщине освобождения Черного континента), одновременно с конгрессом африканских граждан, живущих в Украине, намечено провести следующий такой бизнес- форум. По словам вице-президента международного центра сотрудничества «Украина—Африка» Руслана Гарбара, точек соприкосновения в торговле между Украиной и африканским континентом сегодня немало. В первую очередь, это, конечно же, традиционные просьбы к Украине о поставках металла и минеральных удобрений. Нужны Африке сельскохозяйственная техника и самолеты для региональных рейсов, автобусы и мини-нефтеперерабатывающие заводы, а также многое другое из того, что производит украинская промышленность.
Впрочем, украинским бизнесменам только еще предстоит осваивать специфику Африканского континента. По мнению Гарбара, проблема заключается в том, что подписание конкретных контрактов, как правило, «несколько растягивается во времени». В этом и заключается, пожалуй, основная особенность работы на рынке Африки. Как считает специалист, чтобы добиться успеха на этом рынке, нужно иметь терпение и задействовать личные связи, причем не обязательно основанные на материальной заинтересованности. Гарбар рассказывает, что очень многие крупные украинские бизнесмены, торопившиеся «снять сливки» с рынков в арабских и африканских странах, потерпели неудачу. «Просто они привыкли работать в Европе. Встретились, согласовали общие интересы, подписали контракт и разъехались в надежде на то, что он будет работать. В Африке и в арабских странах, — говорит Гарбар, — все иначе. Там между первым контактом (заинтересованностью в продукте или услуге), подписанием контракта и началом работы иногда проходит не месяц и не два, а намного больше». Но тот, кто проявил терпение, уверен специалист, будет вознагражден сторицей, поскольку любой следующий контракт он заключит в несколько раз быстрее.
Словом, в Африке, кроме всего прочего, необходимы еще и личные контакты. Пожалуй, именно их отсутствие и сдерживает сегодня массовое паломничество украинских бизнесменов на эти рынки. Международный центр «Украина— Африка» надеется наладить соответствующую работу. Понятно, что ее успех зависит от того, чтобы и с африканской стороны каждый контракт кто-то курировал, подталкивал и не давал ему умереть. Гарбар уверен, что лоббистами украинских торгово-экономических интересов в Нигерии, Камеруне, Зимбабве, Уганде и других странах Черного континента могут стать бывшие студенты украинских вузов, занимающие сегодня на родине высокие посты. Гарбар рассказывает о том, что этим людям вручают копии контрактов и просят: «Будь добр, помоги, чтобы он не пропал».
Впрочем, шансы на успех и в этом случае далеко не стопроцентные. Проблема здесь в изначальном неправильном подходе к работе со студентами из других стран. В той же Америке, например, их стараются заинтересовать в развитии партнерских отношений путем создания совместных предприятий и объединений. В Украине иностранным студентам выдавали диплом и после этого, как правило, едва ли не депортировали на родину. Такой подход во многом сохраняется и сегодня, и его необходимо срочно пересматривать.
Но делать ставку только на иностранных студентов было бы по меньшей мере нелогично. Поэтому в Украине намечено создать объединение предприятий и фирм, работающих на африканских рынках. «Мы уже обговорили предварительный проект устава, и от многих предприятий получили положительный отзыв, — рассказывает Гарбар. — Объединение выступит своеобразным локомотивом проникновения Украины на африканский рынок и инициатором принятия законопроектов, способствующих работе украинских предпринимателей на Африканском континенте. Для фирм, уже давно работающих на африканском рынке, это расширит перспективы, новичкам позволит познакомиться со страной и ее возможностями». Словом, в стране уже появились лоббисты, способные прокладывать нашему бизнесу дорогу на Черный континент. Если им удастся наладить действенный контакт с коллегами из Африки, среди которых немало выпускников украинских вузов, то дело будет сделано.