Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Самоограничение — цивилизованный подход

Новая российская пошлина не остановит украинские трубы
30 января, 2006 - 20:05

Через несколько дней Россия начинает применять антидемпинговые меры к некоторым видам украинских труб — пошлина в размере от 8,9% до 55,3% от таможенной стоимости продукции. Но следует отметить, что это не помешает украинскому экспорту трубной продукции. Основные наши поставщики сумели защитить свои интересы на российском рынке. В процессе антидемпингового расследования они обеспечили сохранение объемов своих поставок в Россию, используя международную практику цивилизованных внешнеэкономических отношений.

Например, ОАО «ММК им. Ильича» имеет нулевую пошлину на поставку своих труб нефтегазового сортамента (объемом около 45 тыс. тонн). ОАО «Нижнеднепровский трубный завод», ОАО «Новомосковский трубный завод», ЗАО «Никопольский завод нержавеющих труб», ЗАО «Никопольский завод бесшовных труб» и ЗАО «Никопольская трубная компания» еще в январе 2005 года взяли на себя добровольные обязательства по самоограничению поставки продукции (в 2006 году она не будет превышать 403 тыс. тонн).

По словам генерального директора объединения трубных заводов «Укртрубопром» Леонида Ксаверчука, «такое решение позволяет в сложившихся условиях минимизировать потери от ввода пошлин, сортамент продукции которых в наибольшей мере подпадал под расследование». При этом Ксаверчук не исключает, что некоторые производители попадут под действие антидемпинговых пошлин. Но часть труб, к которым реально будут применяться антидемпинговые санкции, в объеме поставок украинских труб в РФ, по его мнению, составляет не больше 5—7%, на них установлена минимальная (из всего перечня) пошлина — 8,9%.

По прогнозам экспертов, существующая схема поставки позволяет удержать приемлемый для Украины суммарный объем экспорта труб в РФ в 2006 году (700—770 тыс. тонн, тогда как максимальный уровень квот периода 2001—2004 гг. составлял 715 тыс. тонн). Эксперты также отмечают, что последствия попыток регулировать поставку украинской трубной продукции в Россию путем секторального соглашения могут быть неблагоприятными для украинских трубников. Достаточно сказать, что 28 ноября 2005 года наше Минэкономики отправило на рассмотрение российской стороны проект соглашения, предусматривающий установление общей квоты в объеме 715 тыс. тонн без разбивки на производителей или виды продукции. Российская сторона отклонила это предложение и заняла жесткую позицию — общий объем квоты на 2006 год в случае заключения упомянутого соглашения, по мнению россиян, для всех украинских трубников не может превышать 680 тысяч тонн, а в текст соглашения не может быть включена норма о неприменении антидемпинговых и других торговых ограничительных мер (в предыдущем соглашении от 10 апреля 2001 года такая норма существовала). Проведя сравнительный анализ, Минэкономики Украины было вынуждено признать, что условия секторального договора, на которых настаивает российская сторона, даже хуже, чем поставка украинских труб под действием антидемпинговых мер.

По словам Ксаверчука, «даже наличие в предыдущем соглашении нормы о неприменении антидемпинговых и других торгово-ограничительных мер не помешало российской стороне в период действия этого соглашения начать и осуществлять антидемпинговое расследование». Как же мы можем быть уверены, что российская сторона не будет применять таких ограничительных мер, спрашивает специалист, когда в соглашении не будет соответственной нормы? Более того, по словам представителей российского Фонда развития трубной промышленности, они бы настаивали на применении антидемпинговых мер, даже если бы секторальное соглашение уже заключили.

Тем временем и в Министерстве экономики Украины осознали, что переход от системы квотирования к принципам добровольных обязательств производителей — это более цивилизованный способ разрешения торговых конфликтов, отвечающий нормам и принципам ВТО. Он позволяет отказаться от болезненного процесса согласования объемов и внутреннего распределения квот, что было характерно для периода 2001— 2004 годов. Добавим, что, по словам российских аналитиков, настойчивое требование украинской стороны увеличить объем поставки в рамках проекта секторального договора вызывает резкую критику трубников РФ.

«В данной ситуации любая нестабильность будет не на пользу Украине. Существенное сужение российского рынка для украинских производителей автоматически вызовет потери в государственном и местных бюджетах. Это повлияет и на зарплаты сотрудников, и на развитие предприятий в целом, и на социальные программы. Ведь предприятия, о которых идет речь, являются градообразующими, и от их успешности зависит благосостояние целых городов», — подводит итоги Ксаверчук.

Ирина СЛАВЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ