В Украине сокращается количество сельскохозяйственных кооперативов. Об этом «Дню» сообщил председатель Союза сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов Украины Иван Томич. По его словам, эта негативная тенденция наметилась совсем недавно. «После нового года наблюдается уменьшения кооперативов в Украине. По итогам первого квартала 2014 года, по предварительным данным получим минус 8% от общего количества. Причина — негативная общая экономическая ситуация, отсутствие законодательной базы для их деятельности и неопределенность политики государства в этом направлении», — пояснил он. По информации Томича, в конце 2013 года в стране насчитывалось около тысячи сельскохозяйственных кооперативов, а по итогам трех месяцев их число сократилось до 940. «Большинство из них — многофункциональные кооперативы. На втором месте — молочные. На третьем — овощные», — пояснил он. За редким исключением большинство кооперативов сегодня просто выживают, рассказывает председатель Союза сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов Украины.
• Хочешь жить — умей вертеться, делится с «Днем» главным условием выживания глава молочного кооператива «Марфуша» в Херсонской области Анна Куценко. По ее словам, к такому выводу пришли, когда поняли, что надеяться на господдержку не стоит. Вначале государство давало пять тысяч гривен на подготовку бизнес-плана «Марфуши», рассказывает она. На этом вся помощь закончилась. В прошлом году государство наградило кооператив трактором за звание лучший кооператив в области. Но подарок пока так и не доехал в село, рассказывает Куценко. А причина банальная — нехватка денег из госбюджета. «Марфуша» свои 10% денег за него внесла, а остальные 90% от государства еще ждут. Так что приходится искать другие варианты выживания, поясняет Куценко. Поддержку кооператив нашел год спустя после создания: в 2010 году он присоединился к проекту «Развитие молочных кооперативов». Его проводит компания «Данон» совместно с американской благотворительной организацией «Добробут громад». В качестве помощи на бесповоротной основе от проекта кооператив получил 10 нетелей красно-рябой породы, холодильное и лабораторное оборудование. Это позволило кооперативу стать на ноги и производить сегодня 4,7—4,8 тысячи тонны молока в день, купить два молоковоза, рассказывает глава кооператива. «Сейчас у нас цель — улучшать пастбища, потому что за ними у нас никто не следит, не засевает, а от традиционно жаркой погоды на юге трава выгорает очень скоро. Поэтому кооператив будет работать не только над улучшением качества молока в частных хозяйствах, но еще и заниматься поставкой кормов и поддержкой пастбищ. Ведь у коровы все на языке: от того, что она съест, зависят надои», — пояснила Куценко.
• В Украине индивидуальные хозяйства поставляют до 80% всего молока для переработки. «Но это уязвимая ниша населения, которая требует защиты в земельных и юридических вопросах. Участие в кооперативе позволяет им это сделать», — делится опытом руководитель херсонского кооператива.
Проще говоря, кооперативы — это способ объединить людей и параллельно развивать село. «Люди собираются на общих сборах, у каждого есть право голоса при принятии решения. Также они ведут единые переговоры с переработчиками, что отражается на закупочной цене и сбыте продукции. Это лучше, чем договариваться с каждым молоковозом отдельно. Кроме того, они предоставляют услуги по заготовке и сбору молока, заготовке кормов, искусственному оплодотворению и так далее. Это первый шаг на пути к созданию западной модели маленького семейного агробизнеса: вначале кооперативы, а затем — семейные фермы — пять-десять голов дойного стада», — рассказывает менеджер проектов по закупке молока компании «Данон» Анатолий Шатковский. По его словам, компания намерена и дальше инвестировать в эти проекты: до конца 2015 года она инвестирует 450—500 тысяч гривен в два новых кооператива — и до 1 июля 2015 года планирует создать 92 семейные фермы, потратив на это до миллиона евро. При этом он отметил, что в семейные фермы инвестиции будут распределяться в двух направлениях: на реконструкцию уже существующих ферм (не менее пяти голов дойного стада) и на создание семейных ферм «с нуля» (не менее 10 голов). «$4 тысячи на реконструкцию фермы и до $23 тысяч на строительство семейной фермы «с нуля»», — рассказал он о принципе финансирования.
• По словам Куценко, за четыре года работы кооператива селяне также убедились, что это надежная гарантия стабильной цены на молоко. «Всю зиму мы сдавали молоко производителю по цене более трех гривен. Сейчас рассчитались за молоко по три гривны за литр. Кроме того, всю зиму для людей и кооператива завод выделялось 20 копеек за литр сданного молока на покупку макухи корове», — добавляет Анна Куценко. «А сейчас, когда в рамках проекта на нашем кооперативе началось создание семейных фермы, то ее основатели получают на бесповоротной основе светильники, поилки, резиновые коврики под ноги животным, вентилятор, доильный аппарат на десяток коров, который позволяет одновременно доить две коровы. Оборудование фермер устанавливает самостоятельно. Кроме того, на семейную ферму дают две оплодотворенных телки. Но все это при условии, что человек будет сдавать молоко кооперативу, который может на свое усмотрение выбрать покупателя молочного сырья, и его никто в этом не ограничивает», — рассказывает она о дальнейшем развитии кооперативного движения на Херсонщине.
• Участие в кооперативе действительно упрощает жизнь селянам. Как максимум — стабильная цена и сбыт продукции, а минимум — экономия времени на ведение хозяйства. «Чтобы напоить и подоить пять коров, нужно потратить минимум полтора-два часа. Поэтому помощь в рамках организации семенных ферм ощутима. Мы, например, хотели бы взять кредит в банке. Но это очень дорого, да и залога нет. А так — появилась возможность развивать хоть какое-то свое дело», — говорит «Дню» глава одной из двух семейных ферм в рамках кооператива «Марфуша» Владимир Куценко. Автоматизация, по словам фермера, отражается и на прибыли. После того как он установил все оборудование, то выросли и надои молока — на пять литров с каждой коровы.
По мнению Томича, пример молочного кооператива в Херсонской области — показатель того, как все должно быть. Но вообще-то для Украины — это скорее приятное исключение, чем нормальная практика жизни, говорит он. Дабы изменить ситуацию, подчеркивает Томич, нужны радикальные имения. «В частности, принятие госпрограммы, завершение создания законодательных условий работы кооперативов, государственная поддержка и помощь со стороны местных органов власти, серьезные организационные меры информационно-пропагандистского характера и система подготовки кадров. Денег на развитие кооперативного движение государство не выделяет уже последние два года», — резюмирует он. Однако если и дальше ситуация будет оставаться такой же, то по прогнозам Томича, Украина рискует потерять семейное фермерство в селе.
• В то же время в правительстве говорят, что работают над развитием кооперативного движения. По словам начальника отдела развития сельскохозяйственной кооперации и предпринимательства Минагропрода Светланы Павленко, в 24 районах Украины на конкурсной основе будут поддержаны экономические инициативы сельских общин по созданию сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов на общую сумму 2,5 млн евро. Эти планы станут возможными благодаря реализации третьей фазы совместного проекта ЕС и ПРООН «Местное развитие, ориентированное на громаду», который финансируется Европейским Союзом и будет внедряться в Украине в течение 2014—2017 годов. «Целью проекта является создание благоприятной среды для долгосрочного социально-экономического развития на местном уровне путем развития поддержки местных инициатив», — уточнили в пресс-службе Минагропрода.