Мудрец когда-то советовал излишне решительному царедворцу: сосчитай до трех перед тем, как что-либо сказать. Похоже, этим советом начали пользоваться и небезуспешно. Во всяком случае противники приватизации НЗФ в судах говорят о чем угодно, но не обвиняют его собственников в том, что акции завода куплены слишком дешево. С другой стороны, излишняя эмоциональность, как известно, государственным деятелям противопоказана, а иногда даже и вредна. Этот известный еще с древности тезис полностью подтвердила премьер-министр Юлия Тимошенко, понесшая ощутимые репутационные потери после того, как ею был несправедливо обвинен и.о. главы Высшего хозяйственного суда Николай Хандурин.
Напомним, во время пресс-конференции 28 июля премьер-министр Юлия Тимошенко заявила о том, что Хандурин незаконно изъял дело о приватизации Никопольского завода ферросплавов из Апелляционного хозяйственного суда города Киева. И рассказала детективную историю о том, как под покровом ночи высокопоставленный судья пробирается в помещение Апелляционного суда и «с мясом выхватывает решение суда», согласно которому приватизация НЗФ признавалась незаконной. В то же время Тимошенко отметила достойную гражданскую позицию судей Апелляционного хозяйственного суда Киева Виталия Корсака и Сергея Бондаря, которые якобы противились незаконным действиям Хандурина.
Как бы страстно не звучали обвинения главы Кабинета Министров, день спустя ситуация разрешилась довольно прозаически. Хандурин в ходе пресс-конференции опроверг обвинения премьер-министра и продемонстрировал журналистам документ, согласно которому решение о передаче «никопольского» дела и временной приостановке исполнения решения киевского Апелляционного хозяйственного суда было принято судебной коллегией из пяти человек. А вот самого Хандурина среди них не было. Естественно, ни о каком похищении судебного дела под покровом ночи речь также не идет. В тот же день, когда Юлия Владимировна разоблачала и.о. главы Высшего хозяйственного суда, другой судья, заместитель главы Апелляционного хозяйственного суда города Киева Сергей Бондарь признал, что лично отвез материалы дела по Никопольскому ферросплавному заводу в Высший хозсуд. Таким образом рядовая судебная процедура по передаче дела в суд высшей инстанции переросла в изложении премьера в остросюжетный детектив с полуночным похищением.
В этой страшной сказке, рассказанной Тимошенко, есть не только злодей Хандурин, но и положительные герои Корсак и Бондарь. Первый возглавлял судейскую коллегию Апелляционного хозсуда города, принявшую 25 июля решение (оно впоследствии и было передано в Высший хозяйственный суд) об удовлетворении апелляционной жалобы Генпрокуратуры и Кабинета Министров и признании незаконной приватизацию пакета акций ОАО «НЗФ» в размере 50%+1 акция. Как известно, ход процесса вызвал протесты со стороны адвокатов владельца акций НЗФ — концерна «Приднепровья», представителей трудового коллектива НЗФ, которым было отказано участвовать в процессе в качестве третьей стороны, а также журналистов, которые не были допущены на процесс. По словам адвокатов «Приднепровья», судьи всячески пытались ускорить рассмотрение дела, отказывали представителям концерна в праве подавать ходатайства и задавать вопросы представителям Генпрокуратуры и Кабинета Министров, а также препятствовали фиксации происходящего в зале суда на видеопленку. Кроме того, решение Высшего хозяйственного суда об изъятии «никопольского» дела было оглашено судебной коллегией апелляционного суда еще 25 июля, до вынесения решения Апелляционным судом, однако было судьями проигнорировано.
В тот же день, когда Тимошенко разоблачала Хандурина, судьи Корсак и Бондарь приняли участие в пресс-конференции, организованной группой «Приват» и посвященной ситуации вокруг судебного рассмотрения законности приватизации НЗФ. Хандурин на пресс-конференции 29 июля критически отозвался о факте участия судей Апелляционного суда в пресс-конференции. Ведь известно, что организовавшая ее группа крайне заинтересована в признании приватизации ферросплавного завода незаконной, о чем неоднократно заявляли ее представители. В случае, если НЗФ будет возвращен в госсобственность, «Приват» намеревается получить завод в свое управление. «Грубое нарушение судебной этики заключается в том, что пресс-конференция судей Апелляционного хозяйственного суда города Киева была организована группой «Приват», которая, как известно из СМИ, заинтересована в рассмотрении этого дела», — заявил Хандурин.
История с «пропажей» решения Апелляционного суда показала, как легко запутаться в героях и злодеях. Особенно в том случае, когда речь идет о многомесячных реприватизационных разборках вокруг Никопольского завода ферросплавов, которые нередко выставляются в качестве справедливого государственного дела, направленного на то, чтобы вернуть стране украденные у нее деньги. Но странно, что вопрос о реальной стоимости предприятия истцы от государства так ни разу и не подняли...