Недавно в Киеве открылся магазин украинских сувениров. В магазине можно приобрести подарок или просто красивую вещь для себя только отечественного производства. Оказывается, что такого вида магазинчик — редкая вещь не только в столице, но и в Украине. Ведь не только продавать, но и изготавливать украинские сувениры — нерентабельно.
Дело в том, что сувениры украинского производства потеснили с отечественного рынка китайские «штамповки». Они имеют меньшую себестоимость, а, соответственно, и потребителю обходятся дешевле. Поэтому при альтернативе приобретения сувенира отечественного и иностранного производителя, преимущество, к сожалению, оказывается на стороне последнего.
Украинские сувениры проигрывают только в цене, констатируют их производители. Из-за того, что изготовлены преимущественно вручную, они уникальны. К тому же, вещи бытового употребления, такие как скатерти, постельное белье, оформленные как сувениры, кроме неповторимого художественного наполнения ручной работы еще и натуральны и безопасны для здоровья.
Впрочем, владельцы сувенирных магазинов столицы сетуют, что качество некоторых сувениров отечественного производства «хромает», да и не адаптированы они к современному рынку. Скажем, фарфоровая посуда, расписанная народными мастерами под декоративный сервиз, является грубой и серой, да и давно «не модной» формы. А вот петриковская роспись, штампованная на вазе для цветов от китайского производителя, выглядит намного лучше и привлекательней для потребителя. Поэтому не удивляйтесь, если на этикетке купленной вами вышиванки или на украинском куманке теперь можете прочитать «Сделано в Китае». Вместо народных мастеров теперь сувенирные вещи, которые являются национальной атрибутикой нашего государства, делают иностранные конкуренты.
Украинские же мастера сетуют, что так и не дождались поддержки малого и среднего бизнеса. Вынуждены давать взятки и убивать время на изготовление разрешительных бумаг. Мастера уверены, что государство может помочь производителям сувениров сделать отрасль прибыльной. Стоит заглянуть к нашим российским соседям, где матрешке государственная опека гарантирована «Законом о поддержке народно-художественного творчества». В Украине вместо этого существует только предложение делать госзаказ, предоставлять на льготных условиях земельные участки, проводить выставки или ярмарки.
А промышленное производство украинских сувениров еще в худшем состоянии. «Сегодня мне удалось найти в Украине только несколько предприятий — это около 10 заводов и фабрик, которые, вопреки кризису и практически без государственной поддержки, работают и производят сертифицированную национальную продукцию в украинских традициях», — говорит владелица недавно открытого столичного магазина сувениров Татьяна Кордонская.
Киевская фабрика «Сувенир» — своеобразное зеркало сегодняшнего дня этой отрасли в Украине. Еще в недалеких 90-х годах фабрика поставляла разрисованные тарелки и шкатулки в 40 странах мира. Работала без перебоя, никогда не чувствовался дефицит заказов, под проходной предприятия стояли колоннами грузовики. На «Сувенире» работало почти четыре тысячи рабочих... Теперь на сайте предприятия можно прочитать сообщение: «К сожалению, мы расположены в частной квартире жилого дома, потому что силовыми методами по рейдерским схемам у нас отобрали помещение, где располагались магазин сувениров и художественная мастерская».
Тем временем спрос на украинские сувениры высок среди иностранцев. Посетив украинские Карпаты, домой туристы везут разные изделия, писанки и вышиванки. Зимой — вязанные носки и покрывала. Но все чаще этот товар на рынок поступает не от отечественного производителя. Народные мастера не в силах справиться с растущим спросом. Своими руками так много, как китайцы делают машинной работой, сделать невозможно.
Но вскоре ожидается еще больший всплеск спроса на украинский сувенир. Евро-2012 — хорошая возможность подзаработать на туристах. Но, по данным исследования Всемирной организации по туризму ООН, проведенного в 2008 году, в среднем доход от одноразового посещения нашего государства иностранцем составляет 200 долларов. В то время, как в соседней Польше — 700 долларов. А Великобритания, где количество туристов на одного жителя страны такая же, как и в Украине, зарабатывает 1 тысячу 200 долларов. Очевидно, все же весомую часть в смете расходов туриста составляют сувениры, которые он покупает, путешествуя...
Поэтому, возвращаясь к теме Евро-2012, Украине необходимо позаботиться о наполнении туристического багажа сувенирами именно отечественного производителя. Что еще, кроме безделушек со всемирным футбольным брендом, Украина представит на сувенирном рынке иностранцу? Пока что на прилавках красуются разные тарелки с трезубцами китайского производства. Надпись «Слава Украине!» у азиатов получается хорошо.
Как поддержать национального производителя и разбудить сувенирную индустрию в самой Украине? По выводам исследования международной консалтинговой компании McKinsey&Company, туристический рынок — один из наиболее перспективных в нашей стране. То есть инвестиции, вложенные туда, позже дадут справедливую прибыль. Главное только, чтобы к отечественным инвесторам, как и к украинскому потребителю, вернулась утерянная любовь к вещам национальной аутентичности. Турист — это не только прибыль для гостиницы, ресторана или служб такси. Милая безделушка, которую покупает путешественник в память о посещенных местах, — довольно прибыльный источник для украинского бизнеса. Поэтому если сегодня кто-то не решается возродить дедовское дело по производству крынок, свирелей или вышиванок — это неспроста.