22 августа 2008 года на середину фарватера военных кораблей Севастопольской бухты вышел украинский ракетный катер «Каховка». Он должен был перегородить путь российскому малому ракетному кораблю «Мираж». Тот возвращался на базу после участия в военном конфликте между Грузией и Россией, а Украина против участия ЧФ РФ в нем протестовала, и даже грозила не пустить корабли обратно в Севастополь. Но «Каховка» потеряла ход, «Мираж» свободно зашел в бухту, и кто-то из его команды даже ехидно показал украинцам буксирный конец.
Этот эпизод наиболее ярко проиллюстрировал состояние дел в Военно-морских силах Украины, еще недавно 93% кораблей были признаны недееспособными. В прошлом же году власть выделила на их ремонт 170 млн грн, что, как отметил командующий ВМСУ Юрий Ильин, «в пять раз больше, чем в предыдущие годы». На ремонт стали 20 боевых кораблей, катеров и судов обеспечения: «Севастопольский морской завод» получил заказ на ремонт флагмана ВМС Украины — фрегата «Гетман Сагайдачный», большую часть военных кораблей взялись ремонтировать на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве. С тем, чтобы к началу нового года боевое ядро флота состояло из десятка боевых кораблей, «полностью готовых к выполнению комплексных задач». По замыслу командования, в исправном состоянии будет также 31 судно обеспечения (весь же флот состоит из более чем 70 единиц). Теперь есть надежда, что техника в самый ответственный момент не откажет.
Недавно ЧСЗ зaвepшил дoкoвый peмoнт очередной боевой единицы — paкeтнoгo кopвeтa «Пpиднeпpoвьe», которому вoccтaнoвили oбшивку кopпyca, отpeмoнтировали винтo-pyлeвoй кoмплeкc и дoнную apмaтypу.
Но, финансируя ремонт военных кораблей, власть урезает другие «флотские расходы». Так, распоряжением от 7 ноября 2012 года Кабинет Министров Украины исключил из состава ВМСУ ракетный корвет «Кременчуг», противолодочный корвет «Ужгород», базовый тральщик «Мариполь», ракетный катер «Каховка», судно-мишень «СМ-15» и учебный корабль «Симферополь». Объяснив это «окончанием установленных сроков их службы, потерей тактико-технических характеристик и нецелесообразностью восстановления». Экономии пока никакой — нужно еще решить, что именно со списанными единицами делать, ведь даже порезка на металлолом стоит денег.
«Установленные сроки службы», правда, имеют не первоочередное значение: корветы одного класса «Приднепровье» и «Кременчуг» были спущены на воду почти в одно и то же время — в 1982—1983 годах. Просто «Кременчуг» вошел в состав ВМС Украины в небоеспособном состоянии, его не ремонтировали, и даже некоторые агрегаты направляли на ремонт «Приднепровья». Тем не менее для Украины иметь меньший, но более исправный флот — шаг оправданный.
Другое дело, что, как можно было понять со слов бывшего Министра обороны Дмитрия Саламатина, сэкономить решили на выходах флота в море. Которых и так не много: согласно официальной статистике Генштаба Вооруженных Сил Украины, за 2011 год средняя наплаванность кораблей и катеров украинских ВМС составила в Объединенных силах быстрого реагирования около 22 суток, в Основных силах обороны — в два раза меньше. Приблизительно такие же цифры были и в предыдущие годы. При этом обычно около трети наплаванности составляет участие в традиционных украино-американских учениях «Си Бриз», которые проводятся за счет американских средств (Украина оплачивает лишь так называемые протокольные расходы).
Остается надеяться, что следующим этапом будет все-таки большее количество выходов в море, тренировочных стрельб и т.д. Ведь без профессионализма и исправные корабли можно утратить. К слову, украинский флот уже критиковали за непрофессионализм, который и приводил к тому, что ему требовалось дополнительное финансирование на ремонт. Например, во время урагана в Севастополе 11 ноября 2007 года украинские корабли, в отличие от кораблей российского флота, не были вовремя поставлены на защищенные стоянки. Тогда корвет «Винница» протаранил корабль управления «Славутич», а буксир «Корец» помял об него правый борт. Корабль же управления «Донбасс» пришлось срочно спасать буксирам, поскольку он был неисправен и сам передвигаться не мог, создавая при этом угрозу для других.
Да и на более высоком уровне не обошлось без ошибок, которые тоже привели к лишним расходам на ремонт флота. К примеру, в свое время у греческой фирмы за 3,5 млн долл. купили аккумулятор для единственной в украинском флоте подводной лодки. И оказалось, что имеет квадратное сечение, а не круглое, так что для данной субмарины не подходит. Проще было купить другую батарею — переоборудование старой подлодки и куда сложнее, и даже рискованно.
Но повод для оптимизма есть: Министерство обороны ввело практику боевых дежурств кораблей ВМС в Черном море. И уже 15-го февраля на него в акваторию Черного моря первым вышел противолодочный корвет ВМС «Тернополь».