Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Сдержанный лизинг

Расширение конкуренции позволило бы снизить ставки этой услуги на 0,5—1%
7 апреля, 2008 - 19:58
УСЛУГИ ЛИЗИНГА НАИБОЛЕЕ ПОПУЛЯРНЫ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ, ГДЕ ПАРК ТЕХНИКИ ИЗНОШЕН ПРИМЕРНО НА 80% И ЯВЛЯЕТСЯ, ПО СУТИ, ТОРМОЗОМ РОСТА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА. ПЛОХО ТО, ЧТО ЛИЗИНГ В УКРАИНЕ ОБХОДИТСЯ НЕДЕШЕВО, И ДАЛЕКО НЕ КАЖДОЕ ХОЗЯЙСТВО МОЖЕТ ПРИОБРЕСТИ ТАКИМ ОБРАЗОМ НЕОБХОДИМУЮ ТЕХНИКУ / ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО

Иностранное слово «лизинг» уже замечательно освоилось в украинском языке, а также и в реальной жизни. Лизинг все чаще используют предприниматели, которые получают благодаря ему современные технические средства производства. Вследствие проекта Международной финансовой корпорации (МФК) «Развитие лизинга в Украине» в течение последних четырех лет количество отечественных лизинговых компаний увеличилось втрое и уже достигло 90. Стоимость их портфеля выросла с $86 миллионов до $3,8 миллиардов. Аналитики МФК это объясняют развитием финансового рынка и прогнозируют, что в этом году лизинг установит новый рекорд, удвоившись.

«Лизинг будет расти, потому что он более прибылен, нежели кредитование. Физическая изношенность основных фондов в экономике Украины, которая сегодня в общем составляет 70—80%, не говоря уже об отдельных отраслях, позволяет в этом не сомневаться», — поддерживая аналитиков МФК сообщает для «Дня» заместитель председателя правления банка «Контракт» Павел Крапивин. Согласен с ним и председатель правления банка «Форум» Ярослав Колесник. Однако, по его мнению, запуск лизингового механизма на самом деле сдерживает несовершенное налоговое законодательство по уплате НДС.

Наибольшей популярностью лизинг пользуется у малых и средних предприятий, которым обычно сложнее всего найти деньги на закупку оборудования и техники. Не гнушаются «арендной» услугой и большие игроки, на долю которых приходится больше половины контрактных сумм лизинговых компаний. Больше всего доверяют такой услуге в столице, где находится 72% от общего количества всех зарегистрированных лизинговых компаний, в Днепропетровске — 7%, Одессе — 6%, Запорожье — 4%.

В центре лизинговых фаворитов — легковые автомобили. Украинские предприниматели в этом вопросе ни на шаг не отступают от мировых тенденций, утверждают специалисты МФК. Однако такой подход, по мнению Крапивина, приносит наименьшую прибыль, потому что на рынке существует большая конкуренция. Догоняет Украина международное сообщество и в сроках лизинга. «Возрос удельный вес соглашений длительностью от трех до пяти лет... Это свидетельствует о том, что компании согласны работать с клиентами, которые пользуются услугой лизинга, дольше: 5—6 лет», — говорит советник по финансовым вопросам проекта МФК Надежда Рязанова.

Сами игроки рынка с экспертными заключениями соглашаются, однако настаивают на том, что на практике осталось много неурегулированных вопросов, которые и тормозят развитие лизинга. «Сегодня лизингодавцам не до конца понятен механизм продажи на вторичном рынке некоторых групп возвращенных товаров», — говорит Крапивин. Пока должностные лица не позаботятся о налоговых льготах для лизинговых участников — настоящего развития товарной аренды в рассрочку (как еще часто называют лизинг) не будет, комментирует ситуацию для «Дня» аналитик Простобанк Консалтинг Татьяна Матичак.

Хотя налоговая сторона дела и не совершенна, но именно она привлекает новые компании. «Лизинговые расходы можно относить к валовым расходам, чего не сделаешь с кредитами, — объясняет аналитик Простобанк Консалтинг и добавляет: — Сегодня существует большой потенциал для появления новых компаний, но преимущественно это будут заграничные игроки. Почему так? Потому что у них есть база, что позволяет закупать нужное для лизинга оборудование. Появлению же новых украинских компаний препятствует требование большого стартового капитала для начала обслуживания клиентов». В иностранном «нашествии» очень сомневается Колесник — мол, причина та же: никто не пойдет в страну, где не отшлифованы все правила нормальной лизинговой работы. Между тем, эксперты говорят, что страна от этого больше теряет. Расширение конкуренции принесло бы снижение лизинговых ставок на 0,5—1%.

Наталья БИЛОУСОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ