Не успев подготовить хотя бы бизнес-план строительства нового НПЗ в Одессе, украинское правительство решило строить еще один НПЗ, теперь уже в Феодосии. Аналитики не склонны серьезно анализировать подобные заявления. Однако если будущее крымского завода остается и вправду весьма туманным, то идея строительства нового НПЗ в Одессе, похоже, начинает материализоваться. О необходимости дополнительных мощностей по переработке нефти заговорил уже лично Президент Виктор Ющенко. Его недавний указ о подготовке конкурса для определения инвестора, которому и будет поручено строительство завода, дал новый импульс для развития дискуссии.
Когда премьер-министр Украины Юлия Тимошенко впервые озвучила свои планы по поводу стабилизации отечественного рынка нефтепродуктов, честно говоря, мало кто верил, что они когда-либо начнут воплощаться на практике. Сказался, наверное, результат прежних попыток Юлии Владимировны уладить мясной и сахарный кризисы, после чего эксперты не очень склонны верить декларациям нового правительства. Однако, как стало известно, Минтопэнерго уже приступило к подготовке соответствующего бизнес-плана. До декабря его планируют закончить. Параллельно специалисты министерства разрабатывают также бизнес-план по строительству тысячи АЗС. Правительство рассчитывает уже в начале следующего года предложить потенциальным инвесторам готовый проект создания НПЗ.
Здесь следует сделать небольшое отступление. Для полного насыщения отечественного рынка понадобится 18—20 млн. тонн сырой нефти. В Украине ее переработкой, как известно, занимаются шесть НПЗ — Лисичанский (контролируется ТНК-ВР), Кременчугский (на его базе создано СП с «Татнафтой» — «Укртатнафта»), Одесский (принадлежит «Лукойлу»), Херсонский (владелец — НК «Альянс»), Дрогобычский (контролирует галицко- волынская группа «Континиум», которую связывают с именем Игоря Еремеева) и Надворнянский (контролирует группа «Приват»). Суммарная проектная мощность всех НПЗ позволяет перерабатывать около 53 млн. тонн сырья в год. Однако суммарная загрузка отечественных НПЗ меньше 30%.
Новый завод будет построен в районе порта Пивденный. Разрабатываемая тендерная документация на его строительство предусматривает мощность, как минимум, 8 млн. тонн нефти в год, а глубину переработки не менее 95%. Ориентировочная сметная стоимость — $2 млрд., а срок строительства полтора года.
На первый взгляд, идея седьмого украинского НПЗ выглядит абсолютно нерациональной, поскольку при существующем перманентном дефиците сырья ввод дополнительных мощностей выглядит нелогично. Этой точки зрения придерживается большинство экспертов и представителей высшего руководства государства. Так, против строительства завода сразу выступил председатель правления НАК «Нафтогаз Украины» Алексей Ивченко. По его мнению, вместо того, чтобы строить новые НПЗ, нужно направить средства в модернизацию имеющихся. Первый вице-премьер-министр Анатолий Кинах также говорил, что не видит смысла в строительстве нового НПЗ. Аналогично прокомментировали идею Тимошенко первый помощник Президента Александр Третьяков и секретарь СНБОУ Петр Порошенко. Правда, всех их объединяет критическое отношение к самой Юлии Владимировне. Не потому ли и идея нового НПЗ для них неприемлема?
На самом деле, строительство НПЗ намечается провести за счет средств частных инвесторов. Так что вопрос о модернизации имеющихся предприятий отпадает сам собой. И если даже перестроить все отечественные НПЗ по последним технологиям, то это не решит главной проблемы отрасли — дефицита нефти и диверсификации источников ее поставок. Так что приходится констатировать, что политические игры внутри новой власти отодвинули на второй план экономический прагматизм. По моему мнению, предложение Юлии Тимошенко является рациональным и логичным, хотя и не лишенным погрешностей. По мере развития экономики и повышения уровня жизни населения потребление нефти будет неуклонно расти. Даже несмотря на эффективную политику энергосбережения, это подтверждает статистика развитых стран. Во Франции, например, где проживает всего лишь на 20% больше людей, чем в Украине, необходимый объем нефти для насыщения рынка составляет около 90 млн. тонн (в 5 раз больше, чем в Украине). В то же время поставки нефти в Украину непрерывно сокращаются. Так, в июле они сократились на 34,1% по сравнению с аналогичным периодом 2004 года. Несмотря на разговоры о политической подоплеке этих процессов, следует отметить, что основную роль все-таки играют объективные экономические тенденции. Связано это с тем, что сегодня в Украине 87% объема перерабатываемой нефти приходится на поставки из Российской Федерации, то есть российские компании ориентируют свои НПЗ в Украине только на переработку нефти из российских месторождений. Однако месторождения Западной Сибири уже на исходе, а освоение восточной части Сибири требует колоссальных инвестиций. Эксперты прогнозируют с 2009 года даже ежегодное 3-процентное снижение добычи нефти в России, что, естественно, скажется и на поставках в Украину. К тому же в условиях растущей стоимости сырья отечественные НПЗ становятся просто нерентабельными. Пока глубина переработки на Херсонском, Одесском, Дрогобычском заводах составляет 45,67—60,07%. В то же время на Лисичанском и Кременчугском НПЗ этот показатель за четыре месяца 2005 года составил 68,06 и 69,29%. После масштабной модернизации Надвирнянский НПЗ достиг 74,2%, а Одесский НПЗ пытается и вовсе достичь отметки 90%. Именно последний может стать первым в Украине НПЗ, который будет работать по глубинной схеме переработки нефти. Но его проектные мощности (8,5 млн. тонн) вряд ли позволят обеспечить всю страну. Остальные НПЗ будут работать или себе в убыток, что маловероятно, или будут повышать цены на производимую продукцию, что более реально.
Главный позитив строительства нового завода заключается в том, что это позволит привлечь альтернативные источники сырья, демонополизировав тем самым отечественный нефтерынок. Это утверждение основывается на двух фактах. Во-первых, сооружать седьмой НПЗ будет кто угодно, но только не россияне, поскольку лишняя конкуренция им не нужна. Во-вторых, если все-таки найдется инвестор, который согласится вложить в этот проект $2 миллиарда, значит, у него будет в наличии достаточный источник нефти, чтобы окупить строительство.
Не исключено, что таким инвестором станут казахские компании. В 2003 году в этой стране было добыто 52,1 млн. т, в 2004 г. уже — 57 млн. т. В 2010 году намечается довести этот показатель до 92 млн. т, а в 2015 г. до 170—180 млн. тонн. Казахстан вынужден искать за границей дополнительные пункты переработки своего сырья. И это открывает новые возможности перед украинским правительством, которое получает реальный план стабилизации отечественного нефтерынка.