В ХХ веке Украина не только не покупала газ из России, но и была крупным экспортером голубого топлива. Но усилиями российской пропаганды об этом факте вспоминают нечасто. Изображая нас бедной страной с вечно протянутой за газом рукой, РФ достигла своего: более двадцати лет независимости Украина просидела на «газовой игле» северного соседа.
И шесть лет назад мы наконец-то разорвали этот порочный круг. 26 ноября 2015 года «Газпром» последний раз перекрыл газовый кран на восточной границе, больше топлива у России мы не покупаем.
«Отказ от прямых поставок газа из России – это действительно важное событие для Украины. Мы доказали всему миру, особенно России, что мы прекрасно можем обходиться и без поставок российского газа. А чуть позже – благодаря Стокгольмскому арбитражу – мы доказали, что это не Украина «не доплачивала за газ», что-то «воровала» и т.д., а это Россия не доплачивала за транзит. В то время как Украина переплачивала за российский газ», – напоминает председатель правления «Нефтегаза» Юрий Витренко.
Следующий шаг – достичь окончательной энергонезависимости. С 2014 года мы непрерывно двигаемся по этому пути. Украина провела необходимые реформы, окончательно интегрировалась в европейский рынок и значительно снизила потребление газа.
Откуда газ?
Еще относительно недавно российский поставщик, обеспечивавший более 90% импорта, казался безальтернативным. Но после революции достоинства стало очевидно, что поиск альтернативных направлений – это фактически вопрос выживания Украины как независимого государства. После ряда переговоров такие пути нашлись. Поэтому с 2014 года мы расширили поставки по польским и венгерским коридорам, а также открыли новое и самое большое словацкое направление.
Еще в 2014 году у нас была критическая зависимость от поставок российского газа. Но в 2014 году, когда мы понимали, что Россия шантажирует Украину и заставляет таким образом отказаться от независимости, мы искали альтернативу. Тогда немногие верили, что Украина сможет обеспечить все свои потребности в импортированном газе с европейского рынка. Но нам это удалось. Я лично организовывал соответствующие поставки, решал проблемы с недостающей инфраструктурой и т.д. Несмотря на перекрытие газового крана Россией, мы смогли обеспечить страну импортным топливом с европейского рынка», – рассказывает председатель правления «Нефтегаза».
Закачав достаточно топлива в подземные хранилища, а также законтрактовав необходимые объемы с альтернативными европейскими поставщиками, Украина выдержала первый экзамен и прошла без проблем зиму 2015-2016 годов. Да и в последующие годы мы уверенно обходились без поставок «Газпрома». Перебоев с прохождением отопительного сезона или транзитом топлива в страны Европы не было.
Сейчас покупаем газ в более чем 10 западных странах. Дефицита поставщиков на западном рынке нет.
Зарабатываем на транзите
Юрий Витренко напоминает: до того, как мы изменили ситуацию в 2014-2015 годах, Украина ежегодно платила за импортированный из России газ в среднем на $5 млрд больше, чем сама получала за транзит. Это неудивительно, ведь объемы потребления были просто космическими, а половину этого газа мы получали из РФ по невыгодному политическому контракту.
«То есть из Украины деньги уходили в Россию. Только после остановки прямых поставок из России Украина начала получать за транзит больше, чем платить за весь импортируемый газ», – говорит глава «Нефтегаза».
Напомним, в 2013 году наша страна потребляла более 50 млрд кубометров газа в год. Более половины – 28 млрд кубов – достигал импорт из России. Для сравнения, в 2021 году весь объем потребления страны составляет около 30 млрд кубометров!
В 2015 году годовое потребление сократилось до 34 млрд кубов. Из этого объема импортировали 16,4 млрд кубов. Напрямую в России в 2015 году Украина купила всего 6,1 млрд кубометров. Остальные – 10,3 млрд кубов – поставили именно из ЕС. А в дальнейшем газ покупали только с западного направления.
Благодаря усилению роли отечественных предприятий, структура собственной добычи и импорта постепенно менялась в пользу украинского газа. В 2018-м импорт газа в Украину составил уже 10,6 млрд кубов. То есть втрое меньше, чем мы поставляли из-за границы в 2013 году.
А доходы от транзита до 2019 года обеспечивали около 3% ВВП страны. Даже сейчас, когда Россия существенно сократила прокачивание газа по нашей территории, мы получаем от этой деятельности 1-2% внутреннего валового продукта.
Курс на энергоэффективность
6 лет без газа из Российской Федерации – это не предел возможностей нашей страны. Уже через несколько лет Украина может вообще обойтись без импорта, да еще вернуть статус экспортера газа. Чтобы этого достичь, необходимо увеличивать свою добычу природного газа, развивать технологии производства альтернативных газов и стимулировать развитие энергоэффективности.
Увеличение добычи – ключевая задача как частных газодобытчиков, так и государственной «Укргаздобычи», входящей в Группу «Нефтегаз».
Применяя передовые мировые технологии, «Укргаздобыча» получает объемы добычи на старых истощенных месторождениях. Также в разработке новые перспективные участки, например – глубокие залежи на востоке Украины и черноморский шельф. Благодаря этой работе ожидаем существенного увеличения дебета газа уже в ближайшее десятилетие.
Но как бы много газа ни было, он, являясь исчерпаемым ресурсом, рано или поздно все равно закончится. Так что сейчас весь мир – а вместе с тем и Украина – учится экономно потреблять голубое топливо. Это позволит экономить больше денег, а также достичь амбициозных климатических целей.
«Климатические изменения стимулируют весь цивилизованный мир сокращать выбросы парниковых газов, становиться климатически нейтральными. Прямо на наших глазах строятся новые модели экономики и общества в целом. И мы должны реагировать на эти вызовы современности. Украина вынуждена декарбонизовывать свою экономику. Поднять свой уровень энергоэффективности до уровня ведущих стран мира – отличный старт на этом пути», – отмечает глава Федерации работодателей нефтегазовой отрасли Виталий Щербенко.
Параллельно с энергоэффективностью Украина изучает возможности развития альтернативной энергетики. По оценкам Государственного агентства по энергоэффективности и энергосбережению, только производство биометана и синтез-газа может достигнуть около 10 млрд кубометров. Это возобновляемое и абсолютно нейтральное климатически топливо. Что самое главное – его можно транспортировать по газотранспортной системе в смеси с традиционным природным газом, добытым из недр.