Правительство одобрило перечень приоритетных отраслей экономики. В него попали агросектор, ЖКХ, машиностроение, транспортная инфраструктура, туризм. Параллельно Кабмин одобрил концепцию создания системы государственной поддержки экспорта Украины. То есть власть пытается активизировать до сих пор незадействованные экономические резервы страны. Все предыдущие ее достижения по улучшению инвестиционного климата, похоже, не очень впечатляют инвесторов, а зарубежная пресса пророчит Украине финансовые неприятности осенью.
Как зарубежные инвесторы воспринимают нашу страну сегодня? Что мешает владельцам капиталов уверенно чувствовать себя у нас? И изменится ли инвестиционная политика в отношении Украины одной из крупнейших международных финансовых организаций? Об этом эксклюзивно в своем первом интервью украинскому изданию рассказал новоназначенный директор Европейского банка реконструкции и развития в Украине Шевки АДЖУНЕР:
— Глава государства подписал закон, который позволяет международным финансовым организациям, в том числе и ЕБРР, выпускать облигации в гривне. Каковы дальнейшие действия банка в этом направлении?
— Это очень важное событие. Ведь, во-первых, оно влияет на развитие рынка капитала в местной валюте. Во-вторых, виза президента открывает нам путь для финансирования предприятий в гривне, что позволит последним избежать валютных рисков. Впрочем, перед тем как запускать гривневое кредитование, ЕБРР следует решить еще целый ряд технических моментов и процедур. В настоящий момент наше казначейство в Лондоне занимается этой работой, а мой предшественник Андре Куусвек курирует это направление в центральном офисе.
— Можно ли надеяться на запуск гривневого кредитования до конца 2013 года?
— Пока что не могу назвать вам конкретных дат, потому что продолжается техническая работа с Комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку Украины, с профильным парламентским комитетом, банками-партнерами. На это нужно определенное время.
«СЕЙЧАС ВАЖНО РАЗРУШИТЬ ВОСПРИЯТИЕ УКРАИНЫ В МИРЕ КАК СТРАНЫ, СЛОЖНОЙ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА»
— Каким вы видите инвестиционный климат в Украине? Что необходимо улучшить?
— Потенциал Украины намного больший, чем мы видим. Украина может и должна больше делать для улучшения своей инвестиционной привлекательности. Основной акцент — улучшение бизнес-климата как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов. Сейчас важно разрушить восприятие Украины в мире как сложного места для ведения бизнеса. То есть следует создать одинаковые и честные условия ведения бизнеса для всех игроков рынка и решить вопрос с коррупцией, которая сегодня заставляет серьезно задуматься бизнесменов, прежде чем заходить в Украину. И обязательно бизнес-климат должен быть предсказуемый, ведь на это в первую очередь смотрят инвесторы... Предсказуемость — это определенная гарантия того, что уровень инвестиций будет расти. Есть еще несколько моментов, которые также влияют на привлечение инвестиций. В частности, получение Украиной ассоциируемого членства в ЕС, продолжение сотрудничества с МВФ, состояние государственных финансов. Все эти вещи складываются в единую картинку, которая и формирует целостное впечатление об Украине.
— Какой вы видите Украину в инвестиционном контексте?
— Необходимо улучшение конкурентоспособности украинских предприятий как с точки зрения себестоимости украинской продукции, так и с позиции энергоэффективности. Тревожит вопрос низкой добавленной стоимости основной части промышленного производства. Чтобы быть привлекательной в инвестиционном смысле, Украина должна диверсифицировать свое производство и переориентироваться от экспорта товаров с низкой добавленной стоимостью на высокую. Также очень важно отходить от традиционных энергоемких отраслей на более технологические. Воспользоваться колоссальным человеческим ресурсом, значительная часть которого сегодня не задействована. Эффективнее использовать природные преимущества, например, сельское хозяйство. Именно агросектор должен быть отраслью номер один для Украины. И обычно все это возможно лишь при условии проведения структурных реформ энергосектора, инфраструктуры и тарифной реформы.
Для работы отдельных секторов экономики основным барьером конкурентоспособности выступает выборочное субсидирование. Оно ведет к дисбалансу в распределении ресурсов и в результате другие отрасли подвержены потерям. Если государственный бюджет будет продолжать субсидирование энергоносителей, то в экономике и дальше будет стимулироваться потребительский, а не реформаторский подход. Ведь нет стимулов для энергосбережения и развития конкуренции. Государственное субсидирование отдельных отраслей заведет украинскую экономику в тупик и сделает ее абсолютно неконкурентоспособной.
— Выступая на форуме «Власть и бизнес — партнеры», вы призывали правительство сделать все для того, чтобы контролирующие органы перестали «доить» бизнес. Какие из имеющихся в стране проблем вы считаете наибольшим злом?
— Наибольший вызов для Украины сегодня — коррупция и недобросовестная конкуренция. Инвесторы вынуждены нести коммерческие риски. Но если параллельно возникает коррупционная нагрузка (которую нельзя просчитать заранее), то, безусловно, владельцы свободных капиталов не пойдут в Украину. Это и есть та предсказуемость, о которой я говорил.
— Основываясь на полугодовую динамику объема выданных банком кредитов в 2012 и 2013 году, какие выводы об инвестиционном климате можете сделать?
— Сейчас в Украине происходит стагнация экономики. Если сравнивать арифметические показатели по количеству выданных кредитов, то первое полугодие не очень показательно. Ведь традиционно основные кредитные договоренности заключаются преимущественно в III—IV квартале. Если смотреть на портфель потенциальных проектов, то до конца 2013 года ожидаем увеличение их количества. Однако общий объем выданных кредитов, скорее всего, будет меньшим — от 800 до 900 миллионов евро. Специфика работы нашего банка такова, что можем просто не успеть подписать большие проекты до конца года. Но будем стараться.
— Интерес иностранных инвесторов к нашей стране увеличился или, наоборот, уменьшился?
— Интерес к Украине есть и будет всегда, потому что инвесторов привлекает богатство и многообразие ресурсов в этой стране. Но основной вопрос — как быстро он трансформируется в реальные инвестиции. ЕБРР пытается и дальше оставаться мостиком между Украиной и инвесторами. Но улучшение инвестиционного климата — это задача людей, которые определяют украинскую политику и стратегию развития.
— Недавно мировые СМИ писали о том, что осенью финансовая ситуация в Украине дестабилизировалась. Вы поддерживаете этот драматизм?
— Точные оценки оставим на совести этих аналитиков. Если постоянно говорить, что «все плохо» и заострять внимание только на негативных моментах, то, как доказывает практика, часто такие вещи происходят. И тогда это влияет на уверенность инвесторов.
— Что вы отвечаете иностранным инвесторам, которые спрашивают, является ли правдивой вся эта информация?
— Мы даем им факты о реальной экономической ситуации и честно говорим, что финансовые риски есть. А они выбирают, как действовать дальше.
— Вы согласны с тем, что осенью Украина может не справиться с выполнением своих финансовых обязательств?
— Финансовые вызовы перед Украиной существуют. Есть целый ряд рисков (уменьшение золотовалютных запасов, общая стагнация экономики, отсутствие экономического роста, сложная ситуация на внешних рынках капитала), которые играют не в пользу Украины. Исполнятся ли они? Все зависит от дальнейших действий правительства, направленных на улучшение финансового здоровья страны. Как этого достичь? Нет простой формулы, но существуют общие подходы. Чтобы система госфинансов была здоровой, нужно усилить фискальную дисциплину, найти четкий ответ в вопросе ассоциируемого членства с ЕС, получить обязательный доступ к внешним рынкам капиталов и внести ясность в отношения с МВФ. К тому же экономика должна работать по рыночным правилам.
«СТРАТЕГИЯ ЕБРР В УКРАИНЕ ОСТАНЕТСЯ НЕИЗМЕННОЙ»
— Новый руководитель, как правило, всегда вносить коррективы в работу компании. Будет ли меняться с вашим приходом стратегия деятельности ЕБРР в Украине? Каким образом?
— Стратегия останется неизменной, хотя определенные оперативные приоритеты обновятся. На мой взгляд, важно больше акцентировать внимание на региональной диверсификации ЕБРР, малом и среднем бизнесе, конкурентоспособности украинского бизнеса. Еще хочу подчеркнуть важность развития агросектора для экономики Украины, потому что он стимулирует рост параллельных секторов (переработка, упаковка, логистика, транспорт).
— Какие проекты и в каких отраслях будут в финансовом фокусе банка?
— Фокус кредитования меняться не будет. Мы идем за спросом на рынке. С другой стороны, банк будет уделять особое внимание развитию стабильной энергетики. Почему это важно? Если Украина хочет действительно быть энергонезависимой, то она должна развивать альтернативную энергетику и энергосбережение. Для этих целей банк привлекает грантовое финансирование, которое помогает реализовывать муниципальные проекты.
«ПОСКОЛЬКУ ЭНЕРГЕТИКА ИМЕЕТ СИЛЬНУЮ ПОЛИТИЧЕСКУЮ СОСТАВЛЯЮЩУЮ, ТО И ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА УКРАИНЫ ДОЛЖНА БЫТЬ МУДРОЙ И ДАЛЬНОВИДНОЙ»
— ЕБРР неоднократно заявлял о своих планах принять участие в модернизации украинской ГТС. Что сейчас с этими намерениями?
— ЕБРР от своих намерений не отказывался. В 2009 году был подписан меморандум, в котором есть план для получения этого финансирования. Но мы должны четко увидеть желание Украины выполнять условия этого плана. И только после этого выделим деньги на модернизацию ГТС. Пока не увидим реальный прогресс в выполнении реформ энергосектора, денег на модернизацию «трубы» не будет.
— А что является основными барьерами?
— Это вопрос коммерциализации и разделения структуры НАК «Нафтогаз Украина», приведение к экономически обоснованному уровню тарифов, отказ от широкомасштабных субсидий в ЖКХ.
— А чем вызвано появление в этом меморандуме дополнительных требований. Источники «Дня» сообщили, что появилось два новых пункта (принятие Кодекса газовых сетей и возобновление сотрудничества с МВФ), которые необходимо выполнить украинской стороне для получения денег на реализацию пилотного проекта «Помары-Уренгой-Ужгород»
— Никаких новых требований МФО (международные финансовые организации) не выдвигали. Все они были с самого начала.
— Как Украина может избавиться от энергозависимости?
— Украина — не единственная энергозависимая страна в мире. На мой взгляд, на проблему поставок энергоносителей нужно смотреть не в контексте увеличения объемов поставок газа, а в первую очередь с точки зрения энергоэффективности всей экономики. То есть насколько она энергоемкая, как тратятся ресурсы, сколько теряется при передаче. Если посмотрите на проблему в комплексе, то легче ее решать и находить дополнительные резервы. Так было в Турции, Японии, Германии.
— При условии введения Россией обходных газопроводов, насколько привлекательной остается Украина для Европы со своими сетями?
— Пока не произойдут глобальные тектонические катаклизмы и карта мира останется неизменной, Украина будет важным транзитным партнером ЕС. Но это не значит, что нужно сидеть и ничего не делать. Украине следует строить прозрачную систему пользования и управления своей «трубой», чтобы было видно, кто является конечным потребителем газа, поставщиком и транзитером энергоресурса. Вся система газовых отношений в Украине должна быть более прозрачной. Поскольку энергетика имеет сильную политическую составляющую, то и энергетическая политика Украины должна быть мудрой и дальновидной.
— Вы считаете, что Европа действительно хочет видеть нас своим партнером, ведь последние действия одного из членов ЕС — Словакии, которая заблокировала процесс реверсивных поставок газа в Украину, — вынуждают в этом сомневаться?
— В Европе принятие таких важных решений зависит от долгосрочной выгоды. И краткосрочные решения, направленные на удовлетворение временных потребностей кого-то из участников, не будут работать. Европа даст зеленый свет газовому реверсу, если увидит прозрачные договоренности с поставщиками, транзитерами и потребителями.
«ЧАСТЬ АГРАРНЫХ КРЕДИТОВ В ПОРТФЕЛЕ ЕБРР МОЖЕТ ВЫРАСТИ ДО 300 МИЛЛИОНОВ»
— Какую роль банк отводит кредитованию украинского АПК?
— Агросектор демонстрирует хорошие темпы роста. Ежегодно кредитный портфель аграрных кредитов банка растет более чем на 20% и составляет приблизительно 200 миллионов евро. И это не случайно, потому что АПК — локомотив экономического роста Украины, который побуждает быстрее развиваться и другие отрасли. Постепенно часть аграрных кредитов в портфеле ЕБРР может вырасти и до 300 миллионов, но главное, чтобы был спрос. А он сегодня растет, особенно со стороны переработчиков продукции. Но нас интересует кредитование всей цепочки производства продукции, начиная с выращивания и заканчивая ритейлом.
— В предыдущие годы ЕБРР активно кредитовал большой бизнес в Украине. Недавно прозвучал тезис, что банк сосредоточится на малом и среднем предпринимательстве. Чем это обусловлено?
— Прежде всего, мы будем кредитовать разные предприятия: и большие и малые. Кредитованием малого и среднего бизнеса мы не занимались несколько лет, потому что не имели возможности предоставить кредитный ресурс в гривне. После выпуска гривневых облигаций финансирования надеемся, что кредитование этого сегмента оживится. Впрочем, говорить, что часть малого и среднего бизнеса будет существенной в общей структуре банка, не стоит. По количеству выданных кредитов — да, но по объемам — нет, потому что суммы таких ссуд как правило небольшие.
Кроме того, ЕБРР самостоятельно не будет кредитовать мелкие предприятия. Это будут делать наши банки-партнеры. И в настоящий момент мы их выбираем. Кто это будет — вопрос открытый. Ведь финучреждений, с которыми мы можем работать, мало. Большинство украинских банков не отвечают требованиям ЕБРР по критерию прозрачности и репутации их владельцев, существующей бизнес-практики. И сегодня действительно большая проблема найти надежные банки-посредники для кредитования малого и среднего бизнеса, потому что их нужно не один-два, а значительно больше.
— Нам приходилось слышать, что переориентация на кредитование малого и среднего бизнеса ЕБРР — это последствия высоких репутационных рисков украинских крупных компаний, тяжесть которых банк не хочет брать на себя?
— ЕБРР — организация, которая работает на средства налогоплательщиков, потому наша принципиальная позиция заключается в том, что мы не будем работать с бизнес-структурами, которые принадлежат политикам или, пусть даже завуалировано, — государственным служащим.