Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Шоколад подорожает?

В мире прогнозируют дефицит какао-бобов из-за стремительного роста спроса
26 июля, 2011 - 20:02
ПО ДАННЫМ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПАНИИ TNS, В СРЕДНЕМ КАЖДЫЙ УКРАИНЕЦ ЕЖЕГОДНО СЪЕДАЕТ ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО ДВА КИЛОГРАММА ШОКОЛАДА, ЧТО В 2—2,5 РАЗА МЕНЬШЕ ТОГО, ЧТО ПОТРЕБЛЯЕТ СРЕДНЕСТАТИСТИЧЕСКИЙ ЖИТЕЛЬ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ / ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»

Мировое потребление шоколада растет. В 2011—2012 сельскохозяйственном году на рынке, скорее всего, установится баланс спроса и предложения, но вот уже со следующего года миру снова может угрожать дефицит шоколада. Такой неутешительный прогноз недавно озвучила Международная организация какао (IССО).

Ссылаясь на данные аналитического агентства Bloomberg, эксперты ІССО сообщают, что в 2011—2012 сельскохозяйственном году, который начнется уже в октябре, объемы потребления достигнут 3,9 миллиона тонн, тогда как объемы его производства в текущем году составляют 4,03 миллиона тонн. Именно такое сокращение разрыва между спросом и предложением, объясняют в IССО, приведет к росту цены на какао. «Сокращение позитивного разрыва между предложением и спросом может привести к росту цен на какао, которые упали на 17% с марта, когда был зафиксирован 32-летний максимум в 3775 долл. за тонну из-за политической нестабильности в Кот-д’Ивуаре, — говорит исполнительный директор ICCO Жан-Марк Анга. — Однако рост активизируется только с 2012 года, до конца 2011 года какао, скорее всего, будет продаваться в диапазоне от 3000 долл. до 3100 долл. за тонну».

А вот эксперты Академии трейдинга Masterforex-V уверены: цены на мировом рынке какао вполне могут пойти вниз за счет увеличения мировых запасов этого продукта. Ведь в соответствии с последними официальными заявлениями президента Венесуэлы, власти этой страны намерены сделать какао главным стратегическим продуктом страны. Планируется за семь лет вдвое, а то и втрое нарастить объемы выращивания какао-бобов. Следовательно, производство какао должно возрасти с 20 до 30 тысяч тонн в 2012 году до 60 тысяч тонн в 2019 году.

Украинские же аналитики уверяют: абсолютно точно спрогнозировать, как поведет себя цена на шоколад в ближайшем будущем, сейчас сложно. Ведь рынок какао за последние годы стал слабо прогнозируемым — на нем наблюдались сильные ценовые колебания из-за политической нестабильности на родине производителей какао-бобов. Так, по данным Укринформ, уже в прошлом году цены на какао-бобы из-за некоторых «политических» факторов выросли в мире в среднем на 23%. В этом году, по оценкам экспертов, эта тенденция будет продолжаться.

Впрочем, украинцам, которые любят лакомиться шоколадом, волноваться не следует, уверили «День» отечественные кондитеры. По словам директора по корпоративным связям компании «Nestle-Украина» Геннадия Радченко, мировой рост стоимости какао — конечно, весомый фактор для украинского производителя сладостей, но далеко не основной. «Сегодня на цену продукции кондитерской отрасли влияет ряд очень сильных факторов. Это и возрастание стоимости горючего, что ведет к подорожанию услуг логистической инфраструктуры, и увеличение налоговой нагрузки, рост заработной платы и, конечно же, подорожание сырья, особенно сахара», — рассказывает «Дню» п. Радченко. Однако, как уверил эксперт, кондитеры сегодня делают все возможное, чтобы не поднимать цену на свою продукцию, хотя «это очень сложно». «Так в прошлом году мы по максимуму, насколько это было возможно, закупили сахар. Сделали своего рода стратегический запас, чтобы оградить себя от роста цены на него в этом году», — делится опытом Г. Радченко.

Такие усилия по сдерживанию цен на «сладкую» продукцию, по словам директора по корпоративным связям компании «Nestle-Украина», отечественных кондитеров заставляет прилагать вовсе не низкая покупательная способность украинцев, как это может показаться на первый взгляд, а высокий уровень конкуренции на этом рынке. «Украинский рынок шоколада вполне цивилизованный, однако довольно жесткий. Конкуренция на нем — очень сильный игрок, который к тому же хорошо играет в пользу команды потребителя», — рассказывает Г. Радченко. Между производителями кондитерской отрасли сегодня идет активная борьба за нишу на рынке, рассказывает эксперт, а фактически ключевым козырем в этой «игре» является цена. «Производители сегодня борются за то, чтобы не увеличивать цену», — уверил «День» директор по корпоративным связям компании «Nestle-Украина».

Правда, как отметил эксперт, есть еще несколько «козырей», которые должен иметь производитель «кондитерки», желающий «расти» на украинском рынке. И прежде всего это активная маркетинговая политика. За счет правильной стратегии продвижения на рынке, рекламы и выведения качественных брендов, говорит Радченко, компания может обеспечить себе хорошие темпы роста на украинском рынке. Тем более что последние несколько лет украинцы демонстрировали рост спроса на шоколад и продукцию из него, подчеркивает эксперт.

Нужно заметить, что расти производство шоколада, а следовательно, и его потребление стало не так давно — год назад. В 2010 году его темпы по сравнению с 2009-м достигли 6% за год. Так, по данным Государственного комитета статистики Украины, в декабре 2010 производство шоколада составило 40,3 тысячи тонн, что на 6,5% больше, чем в ноябре того же года, и на 8,1% больше, чем в декабре 2009 года.

Как подчеркивают аналитики отечественного рынка шоколада, сегодня этот сегмент имеет широкие перспективы для развития и не только за счет экспорта (ведь эксперты считают украинскую продукцию очень качественной и способной составить конкуренцию на рынках ЕС. — А.Д.), а прежде всего силами внутреннего рынка. Ведь существующий на данный момент в стране уровень потребления шоколада на душу населения еще довольно низкий по сравнению даже с соседями. Так, по данным международной исследовательской компании TNS, каждый украинец съедает приблизительно 2 кг шоколада, тогда как средние объемы потребления этого продукта жителем Восточной Европы — 4—5 кг ежегодно. Например, в России этот показатель составляет 5 кг. В Западной Европе и США — 5—6 кг шоколада в год. А среднестатистический житель Швейцарии потребляет более 13 кг шоколадной продукции в год.

Алла ДУБРОВЫК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ