Cегодня в Украине космические запуски частных компаний запрещены. Но в Верховной Раде планируют это изменить. Такую новость сообщил заместитель главы Комитета по вопросам экономического развития Дмитрий Кисилевский
30 сентября 2019 года в Комитете Верховной Рады по вопросам экономического развития состоялся круглый стол «Нужен ли Украине частный космос». Представители комитета, Государственного космического агентства Украины, профильных общественных объединений и предприятий космической отрасли обсуждали законопроект №1071, который предусматривает упрощение доступа частных компаний к рынку космических услуг, в частности разработки, испытания и запуска ракет-носителей, осовременивания режима осуществления космической деятельности и ведения внешнеэкономической деятельности в космической сфере.
По словам главы комитета ВРУ по вопросам экономического развития Дмитрия Наталухи, главная цель законопроекта №1071 — либерализовать рынок космических услуг для частных компаний.
Почему это важно? «Мировой рынок космических услуг только в частном секторе сегодня оценивается в $250—300 млрд в год. Государственные заказы и инвестиции вливания составляют еще около $70 млрд. И этот рынок растет в среднем на 10% ежегодно. Такой рост обеспечивает новые рабочие места и новое качество жизни в странах, которые работают на мировом рынке космических услуг. За последние 20 лет только в Соединенных Штатах Америки каждый доллар, вложенный в космос, принес семь долларов прибыли. В Европе каждый евро, вложенный в космос, уже принес 6-7 евро прибыли. До 2030 года мировая космическая экономика должна увеличиться до $3 трлн, то есть в 10 раз», — говорит Наталуха.
Украина на этом рынке отнесена к категории стран, которые поставляют отдельные космические технологии. Кроме нас в этой категории еще Беларусь и Пакистан.
Стран, которые владеют полным спектром космических технологий, тоже три: США, Китай, Россия. Доля Украины на рынке космических запусков колеблется от 2,5% в 2016—2018 годах до 5% в 2017 году.
«Это не соответствует ни конструкторскому, ни производственному потенциалу Украины. Надеюсь, новые стимулы для частных компаний, заложенные в законопроекте 1071, будут способствовать оживлению космической отрасли», — считает глава комитета ВРУ по вопросам экономического развития.
Напомним, что 6 сентября на официальном веб-портале Верховной Рады Украины появился уже доработанный проект закона №1071 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно государственной регуляции космической деятельности». Среди доработанных разделов больше всего вопросов у экспертов возникло к статье 9-1, которая появилась взамен раздела о лицензировании космической деятельности. Мол, она не удовлетворяет нормам международного права и резолюциям ООН по космосу.
В 2013 году на 42-й сессии Юридического подкомитета Комитета ООН по космосу была представлена записка Секретариата «Информация по вопросам деятельности международных межправительственных и неправительственных организаций относительно космической деятельности», которая содержала Софийские Руководящие указания по Типичному закону по вопросам национального космического законодательства Международной ассоциации права (ILA) с комментариями. Отмеченные Руководящие принципы были приняты на 75-й Конференции ILA 30 августа 2012 года в форме резолюции 6/2012. Настоящий документ был подготовлен Комитетом по космическому праву ILA в ответ на быстрорастущие приватизацию и коммерциализацию космической деятельности.
Также была резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 68/74 от 2013 года «Рекомендации по национальному законодательству, касающиеся вопросов исследования и использования космического пространства в мирных целях».
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
Отмеченные документы не являются обязательными для выполнения, но они учитывают положения действующего международного права, современное развитие космической деятельности и могут быть основой для разработки национальных законов государств мира в контексте вопросов исследования и использования космического пространства.
Дмитрий Кисилевский, заместитель главы Комитета ВР по вопросам экономического развития на критику реагирует спокойно. По его словам, в законопроекте №1071 есть три наиболее дискуссионных момента: 1) доступ частных компаний к рынку на основании декларации или лицензирования, 2) каким образом осуществлять страхование космической деятельности, 3) государственные разрешения на рискованные виды космической деятельности.
«Но, — отмечает народный депутат, — в целом нужно говорить о необходимости формирования государственной политики относительно космической отрасли. Нужны четкие ответы на вопрос, зачем Украине собственные космические технологии. Государство должно финансировать космическую науку, космические запуски или государственные компании? Государство должно быть только регулятором, или заказчиком, или, например, пользователем и продавцом данных, полученных в результате космической деятельности? Что делать с едва живыми государственными предприятиями в этой отрасли? Ответы следует найти. На сегодняшний день могу лишь утверждать, что поддержка экспорта космических услуг должна быть государственным приоритетом. Поскольку очевидно, что поддерживать нужно не сырьевой экспорт, а высокотехнологический».
По мнению главы правления Днепровского космического кластера Евгения Рокитского, законопроект 1071 создал в позитивном понимании этого слова «хайп» вокруг модернизации законодательной регуляции космической деятельности в Украине.
«После принятия законопроекта до решения в течение ближайших 3—6 месяцев будут оставаться такие существенные задачи, как утверждение новой национальной космической программы, пересмотр функций и роли органов исполнительной власти, которые занимаются формированием государственной политики в сфере космической деятельности и ее реализацией, корпоратизация ведущих государственных предприятий космической отрасли и некоторые другие. Обсуждаемый законопроект должен создать равные либерализованные условия для работы на «космическом» рынке предприятий государственного и частного сектора. В то же время национальная регуляция должна соответствовать требованиям международного права, в частности в сферах доступа в открытый космос, контроля за распространением ракетных технологий, а также вбирать в себя лучшие образцы национального права развитых космических государств», — говорит Рокитский.
Государственное космическое агентство поддерживает создание условий для развития в Украине частных космических компаний. Там надеются, что это даст толчок и для государственного сектора. Ведь, к сожалению, в Украине космические программы финансируются в среднем на треть от предусмотренного бюджета.
Впрочем, в Государственном космическом агентстве напоминают, что, согласно международным конвенциям, украинское государство отвечает за любой возможный вред, нанесенный космической деятельностью, независимо от того, идет речь о частных компаниях или государственных.
Поэтому если в один прекрасный день на чей-то дом упадет кусок космической ракеты, отвечать будет государство Украина, а не частный предприниматель, который эту ракету запустил.
КОММЕНТАРИИ
«В США СУЩЕСТВУЕТ ПО МЕНЬШЕЙ МЕРЕ ТРИ РЕГУЛЯТОРА КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мария КИРПАЧЕВА, Space Logistics Ukraine:
— В законопроекте №1071 важно учесть мировой опыт в регуляции особенно рискованных видов космической деятельности: испытания ракет-носителей, космических аппаратов, а также их элементов и составляющих запуск РН и КА, управление космическими аппаратами на земной орбите и возвращение космических аппаратов на Землю. Для них следует предусмотреть государственные разрешения. Например, в США существует по меньшей мере 3 регулятора космической деятельности, осуществляется как лицензирование деятельности, так и отдельных операций.
«ЕСЛИ НА КАКОМ-ТО САММИТЕ К НАМ ПОДОЙДЕТ ИЛОН МАСК И ПРЕДЛОЖИТ СОТРУДНИЧЕСТВО, МЫ ДОЛЖНЫ ПОПРОСИТЬ ЕГО ПОДОЖДАТЬ»
Юрий ЗАБИЯКА, Firefly, группа «Ноосфера»:
— Фундаментом для последующего развития космической отрасли в Украине является экспорт. К сожалению, по действующему законодательству субъекты космической деятельности должны еще до заключения соглашения с зарубежными партнерами получить государственное разрешение на переговоры. Если на каком-то саммите к нам подойдет Илон Маск и предложит сотрудничество, мы должны попросить его подождать, и сначала обратиться в Государственное космическое агентство за разрешением на переговоры. Это смешно, но это реальность. И это при том, что очереди из частных космических компаний в Украине нет.
Законопроект №1071 — это сигнал о появлении космического рынка в Украине для них.