Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Синдром» неответственного потребителя

Почему города игнорируют распоряжение правительства покупать отечественную технику?
30 января, 2014 - 12:25

На недавнем правительственном совещании поднимался вопрос обновления городского транспорта в Украине. Чиновники бодро говорят о том, как восемь городов обновят парк за счет покупки 320 троллейбусов, 320 автобусов и 60 трамваев. О том, как муниципалитетам помогут проекты с привлечением средств под государственные гарантии. Они предусмотрены Государственной программой активизации развития экономики на 2013—2014 гг. При этом программа была утверждена постановлением Кабинета Министров еще 27 февраля прошлого года, но блицкрига не получилось: речь идет все еще о планах закупки транспорта.

По сообщению пресс-службы Кабмина, автобусы намерены купить Луганск (150 штук), Запорожье (60), Львов (100), Винница (30). Новые троллейбусы должны появиться у Луцка (30 штук), Севастополя (30), Одессы (26), Кривого Рога (15), Горловки (23), Днепропетровска (92), Чернигова (22),  Хмельницкого (46). Трамваи ожидают в Одессе (10), Кривом Роге (10), Горловке (11).

Первым проектом по обновлению городского транспорта, одобренным правительством летом 2013 года, стал проект приобретения Винницей 40 троллейбусов и 30 автобусов на 113,5 млн грн. В настоящее время определен банк-кредитор («Укргазбанк») и поставщик техники (корпорация «Богдан»). Чернигов покупает 22 троллейбуса отечественного производства на 41,8 млн грн, из которых 39,9 млн грн — за счет средств кредита под госгарантии, а из местного бюджета — лишь 1,9 млн грн. Для Хмельницкого предполагается закупить 46 отечественных троллейбусов на 80 млн грн, при этом кредит под госгарантии планируется привлечь на всю сумму.

Перед вынесением проектов на обсуждение Кабмина их должен одобрить Финансово-кредитный совет во главе с первым вице-премьером Сергеем Арбузовым. Совет  может предлагать различные варианты бюджетной поддержки: частичную или полную компенсацию процентов, частичное или полное погашение «тела» кредита.

Конечно, муниципалитеты привлекает возможность купить новый городской транспорт так, чтобы частично это было сделано за счет госбюджета. Но даже если поверить в то, что дефицита средств в госбюджете не будет, определенные суммы все равно необходимо изыскать самостоятельно. Что зачастую является для местных властей проблемой. Осенью городской голова Мариуполя Юрий Хотлубей сообщал, что в 2014-м город примет участие в государственной программе, в рамках которой пополнятся трамвайный и троллейбусный парки. «Мы выделим из городского бюджета минимум 20 млн грн, еще столько же нам даст государство. Это очень выгодная программа, и мы обязаны ею воспользоваться, хотя откуда будем брать 20 млн грн, я пока не знаю», — признался он тогда.

«Проект мы рассматривали — это фактически кредит городского бюджета. И если город не рассчитывается за него, то оплачивает государство, а потом списывает городу в последующие годы. Это не та ситуация, когда тебе дают безвозвратно. Это местный кредит под госгарантии. Поэтому я считаю, если мы с областью и городом возьмем деньги собственные (обл. и горбюджет), купим несколько машин и восстановим старые — это будет более эффективное использование денег, чем брать кредит», — заявил в свою очередь местным СМИ мэр Житомира Владимир Дебой.

В условиях недостаточного финансирования уже привычным выходом для муниципалитетов стала покупка подержанного транспорта. Утвержденная правительством госпрограмма должна эту практику пресечь, обязав их покупать городской транспорт  отечественного производства. Обновление электротранспорта к тому же должно происходить за счет техники со степенью локализации не менее 80%.  Власти на местах открыто высказывают недовольство по поводу этого решения. Так, харьковский губернатор назвал трамвай дотационным транспортом и пожаловался на законодательство, которое мешает закупать подержанные трамваи за рубежом. «Если невозможность приобрести пусть не новое, но лучшего качества, станет реальной проблемой с точки зрения безопасности, будем обращаться в Кабинет Министров с просьбой внести изменения в те или иные законодательные акты», — пообещал Михаил Добкин.

Впрочем, некоторые муниципалитеты распоряжение правительства просто игнорируют, продолжая закупать б/у транспорт из Европы. К примеру, в прошлом году Львов приобрел пять немецких трамваев. Если новый трамвай производства львовского же концерна «Электрон» стоит 12 млн грн, то каждый двадцатилетний немецкий трамвай обошелся по 500 тыс. грн. При этом кредит город получил от Европейского банка реконструкции и развития.

Кто-то же решил в таком случае ограничиться ремонтом. К примеру, днепропетровские депутаты запретили списывать отслужившие свой срок трамвайные вагоны. Сообщается, что в течение пяти лет в Днепропетровске будет ремонтироваться по 24 вагона, на их ремонт будет тратиться 120 тыс. грн.

Андрей МУРАВСКИЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ